Решение по делу № 5-8479/2016 от 04.10.2016

                                                                                                                                            Дело № 5-8479/16

                                                                                                                            

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

25 октября 2016 года                                                                                           г. Петропавловск - Камчатский 

  Мировой судья судебного участка № 7 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Сычева Ольга Владимировна, находящаяся по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Красноармейская, д. 10, при секретаре Истоминой Е.О., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,  в отношении: 

генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» Харитоновой <ФИО1>, <ДАТА2>,

У С Т А Н О В И Л:

Генеральный директор ООО «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» Харитонова Ю.Ю. допустила осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Должностное лицо Харитонова Ю.Ю. извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не уведомила.

Ее защитник Кобзарь Е.Н., действующая на основании доверенности, в состоявшихся по делу судебных заседаниях с протоколом об административном правонарушении не согласилась. Считала, что в действиях должностного лица отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку непосредственной вины Харитоновой Ю.Ю. в допущенных нарушениях не имеется. Пояснила, что выявленные нарушения лицензионных требований не устранены, ООО «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» направляло предписание подрядной организации ООО «Стройтэк» для выполнения ремонта отмостки дома по адресу: ул. <АДРЕС> в г.Петропавловске-Камчатском, которые не были выполнены, поскольку не были согласованы с собственниками помещений многоквартирного дома. С 1 октября 2016 года управление домом осуществляет управляющая организация ООО УК «Мой Дом».

Выслушав защитника Кобзарь Е.Н., исследовав материалы дела и представленные документы, мировой судья находит факт совершения административного правонарушения должностным лицом Харитоновой Ю.Ю. и ее вину в содеянном полностью доказанными совокупностью следующих доказательств.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 28 августа 2016 года № 146 существо правонарушения заключается в следующем: 6 сентября 2016 года в 16 час. 30 мин. по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <АДРЕС>, в ходе проведения проверки по обращению Быстрова И.В. на предмет соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования выявлены следующие нарушения: отмостка дома (подъезд № 3, торцевой фасад) имеет уклон к стене дома, отмостка деформирована, имеет трещины бетонного слоя, провалы (л.д. 1-2).

Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются следующими доказательствами:

- копией приказа от 31 августа 2016 года № 1379ЛК Государственной жилищной инспекции Камчатского края о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» с целью проверки обращения Быстрова И.В. о нарушении требований жилищного законодательства по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <АДРЕС> (л.д. 9);

- копией акта Государственной жилищной инспекции Камчатского края № 1379ЛК/1-ж от 6 сентября 2016 года проведения внепланового мероприятия по лицензионному контролю, которым зафиксированы повреждения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, д. 33: отмостка дома (подъезд № 3, торцевой фасад) имеет уклон к стене дома, отмостка деформирована, имеет трещины бетонного слоя, провалы (л.д. 7);

- копией обращения потребителя жилищно-коммунальных услуг Быстрова И.В. о нарушении его прав (л.д. 10);

- копией лицензии на осуществление ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 65 от 8 мая 2015 года, выданной руководителем Государственной жилищной инспекции Камчатского края (л.д. 14);

- копией договора управления многоквартирным домом, согласно которому управляющей организацией дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> является ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» (л.д. 15-32).

Из копии приказа № 184-к от 30 апреля 2014 года следует, что Харитонова Ю.Ю. с 1 мая 2014 года вступила в должность генерального директора ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» (л.д. 4).

Как следует из п.п. 1.1, 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 418-П, Государственная жилищная инспекция Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.

Инспекция осуществляет следующие полномочия: организует и проводит проверки органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по соблюдению ими требований, установленных жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), в том числе за: а) использованием и сохранностью жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в Камчатском крае; б) соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в) соответствием жилых помещений требованиям жилищного законодательства Российской Федерации; г) техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативными, техническими и проектными документами; д) соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений; и) соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация и другие); к) соблюдением требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами; л) осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации в Камчатском крае; м) соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; н) созданием и деятельностью советов многоквартирных домов; р) установлением размера и внесением платы за коммунальные услуги; т) выполнением лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по выявлению, пресечению и (или) устранению выявленных нарушений в жилищной сфере; осуществляет деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти Камчатского края, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; осуществляет лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; составляет протоколы об административных правонарушениях, связанные с нарушениями обязательных требований, рассматривает дела об указанных административных правонарушениях; издает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Камчатского края осуществляется исключительно законами Камчатского края, правовыми актами губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных, принятых в ходе личного приема граждан и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Камчатского края, законами и иными нормативными правовыми актами Камчатского края.

Согласно п. 1.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Камчатского края, утвержденного приказом руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 29 апреля 2015 года № 21, предметом лицензионного контроля Госжилинспекции является соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Камчатского края.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) не является исчерпывающим и может устанавливаться федеральными законами.

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 193 ЖК РФ к лицензионным требованиям относятся иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

   В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

 Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с подп. «а» п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Согласно п. 2.6.2 (абз. 2), п. 4.6.1, п. 4.1.7, п. 4.2.1.4, п. 4.10.2.1 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков.

Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.

Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки.

Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).

При проверке доказательств судьей установлено, что они получены в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ и примечания к ней, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к выводу, что вина должностного лица Харитоновой Ю.Ю. в совершении административного правонарушения доказана полностью и квалифицирует ее действия по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Довод защитника Кобзарь Е.Н. об отсутствии непосредственной вины должностного лица Харитоновой Ю.Ю. в разрушении общего имущества собственников многоквартирного дома, не может быть признан убедительным.

 Согласно Устава общества генеральный директор является единоличным исполнительным органом общества; обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства РФ, руководствоваться требованиями Устава, решениями органов управления общества, принятыми в рамках их компетенции, а также заключенными обществом договорами и соглашениями; генеральный директор руководит текущей деятельностью общества и решает все вопросы, отнесенные к его компетенции Уставом и законодательством (п.11.1, 11.3, 11.5 Устава). Таким образом, Харитонова Ю.Ю., являясь генеральным директором управляющей организации ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом <НОМЕР> по ул. <АДРЕС>, несущей ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за надлежащее содержание общего имущества, не обеспечив должный контроль за действиями (бездействием) лиц, исполняющих свои обязанности в интересах общества, не приняла надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, а потому ее действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Решая вопрос о наложении административного взыскания, судья учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.ч. 1, 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства по настоящему делу, а именно, размер ежемесячного дохода должностного лица, подтвержденный справкой от 21 сентября 2016 года, наличие у Харитоновой Ю.Ю. непогашенных кредитных обязательств и их размер, что подтверждается соответствующими доказательствами, специфику осуществляемой должностным лицом деятельности, судья приходит к выводу, что назначение должностному лицу наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. не будет способствовать обеспечению адекватности применяемого административного принуждения в данном конкретном случае, не будет соотноситься с характером и степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, будет являться избыточным и чрезмерным административным принуждением должностного лица, которое может поставить в тяжелое имущественное положение должностное лицо, и в этой связи мировой судья приходит к выводу о возможности снижения минимального размера административного штрафа, установленного за совершение рассматриваемого правонарушения, до 25 000 руб. Указанная сумма будет являться справедливой и соразмерной характеру совершенного должностным лицом правонарушения.   

Руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9 - 29.10 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» Харитонову <ОБЕЗЛИЧЕНО> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Постановление может быть обжаловано в Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению:

Управление федерального казначейства по Камчатскому краю

(Государственная жилищная инспекция Камчатского края, л/с 04381000440)

банк получателя в ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский

БИК 043002001<НОМЕР>

ОКТМО 30701000001;

бюджетный счёт 40101810100000010001;

КБК 83811690040040000140;

ИНН 4101102831, КПП 410101001.

Платежный документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, предлагается представить на судебный участок № 7 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Красноармейская, д. 10.         

Мировой судья                                                                подпись                                                       О.В. Сычева

Копия верна:

Мировой судья                                                                                                                             О.В. Сычева