Дело №5-496/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
28 декабря 2017 года пос.Коноша
Мировой судья судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области Ламов В.Н., находящийся по адресу: 164010, Архангельская обл., пос.Коноша, пр.Октябрьский, д.121, рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.6 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Фомина Николая Александровича, <ОБЕЗЛИЧЕНО> не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения.
Исследовав письменные доказательства, мировой судья
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 5 декабря 2017 <ФИО1>, являясь должностным лицом - главой администрации муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», расположенной по адресу: <АДРЕС>, нарушил установленный законом срок представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2017 года в налоговый орган по месту учета - в Межрайонную ИФНС России №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Фомин Н.А. в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, мировой судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ст.80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п.3 ст.289 НК РФ).
В судебном заседании установлено следующее.
Фомин Н.А. по состоянию на 28 июля 2017 года являлся главой администрации муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Администрация МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» должна была представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета не позднее 28 июля 2017 года.
Вместе с тем, указанная выше декларация представлена в налоговый орган 1 августа 2017 года.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которым ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Аналогичная по своей сути позиция содержится в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Должностные обязанности главы МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» перечислены в статье 22 Устава МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», в частности, глава праве издавать постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В должностные обязанности главы МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» непосредственное представление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета не входит.
Конкретных фактов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением Фоминым Н.А. его служебных обязанностей как главы МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», повлекших нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, в ходе судебного заседания не установлено.
При этом установлено также следующее.
По состоянию на 28 июля 2017 года в администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» имелась должность главного бухгалтера.
В соответствии с разделами 2 и 5 должностной инструкции, утвержденной 15 ноября 2016 года главой администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Фоминым Н.А., на главного бухгалтера возлагаются, в частности, следующие обязанности: представление интересов МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, составление финансовой отчетности, подготовка ответов на запросы и участие в их формировании, ведение делопроизводства по закрепленным регистрам и иные обязанности.
Главный бухгалтер несет ответственность за выполнение возложенных на него функций и обязанностей, в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением главы администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от 21 октября 2016 года №46 <ФИО2> назначена главным бухгалтером с 21 октября 2016 года.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» служебная обязанность главой администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» исполнена - ведение бухгалтерского и налогового учета возложено на главного бухгалтера, поэтому в действиях Фомина Н.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ начатое производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Фомина Николая Александровича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Коношском районном суде Архангельской области непосредственно или через мирового судью судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья В.Н. Ламов