Решение по делу № 2-5635/2016 от 19.05.2016

Дело № 2-5635/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2016 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре ООО., с участием истицы Кужугет А.Г., представителя ответчика ЗЗЗ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кужугет А.Г. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Мэрии <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Мэрии <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указывая на то, что она является сиротой. Находилась под опекой своей тети ГГГ. на основании постановления Администрации г. Ак-Довурака от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении опекунства над малолетней, проживала у нее, и находилась на государственном обеспечении. После окончания школы училась в ГБПОУ РТ «<данные изъяты>» <адрес>, проживая на тот момент у сестры ННН. по <данные изъяты> В <адрес> была зарегистрирована по адресу: <адрес>, у знакомых сестры, так как больше зарегистрироваться по месту жительства возможности нигде не было. В ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва о постановке ее на учет, как сироты, на получение жилья. ДД.ММ.ГГГГ ею была получена регистрационно-контрольная карточка, в которой сообщается, что она поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилого помещения во внеочередном порядке по категории «ребенок-сирота». До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. На данный момент не замужем, на иждивении несовершеннолетний ребенок. Жилье за нею не закреплялось, в приватизации жилья не участвовала. Просит обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение по договору найма по категории «ребенок-сирота» за счет средств бюджета <адрес>.

Истица Кужугет А.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить по указанным в иске основаниям, просила предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Представитель ответчика - Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва по доверенности ЗЗЗ. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, просил установить срок для исполнения решения суда не менее 1 года со дня вступления его в законную силу.

Представитель ответчика Мэрии <адрес> в суде не явился, был извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривается в его отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

Законом Республики Тыва от 26.11.2004 г. № 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва № 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) с 01 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N 918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2268 ВХ-1).

Как следует из материалов дела, Кужугет А.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать ХХХ. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ППП. умер ДД.ММ.ГГГГ. Также имеет несовершеннолетнего ребенка ЧЧЧ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из копии постановления председателя администрации ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекуном малолетней Кужугет А.Г. назначена ГГГ., в связи со смертью матери и согласием отца на оформление опекунства над его детьми, жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось.

Как следует из регистрационно-контрольной карточки, выданной Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Кужугет А.Г. поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ на получение жилья как сирота, номер регистрации , имеются отметки о прохождении перерегистрации в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах.

Из диплома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кужугет А.Г. окончила обучение в ГБПОУ РТ «<данные изъяты>» по специальностям <данные изъяты>.

Из ответа Управления Росреестра по РТ на запрос суда следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Кужугет А.Г. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Из представленной истцом справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кужугет А.Г. в приватизации жилья по месту регистрации в г. <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не участвовала.

Таким образом, суд полагает, что Кужугет А.Г. имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения.

Как установлено судом, жилое помещение истцу по договору найма специализированного жилого помещения в нарушение требований законодательства РФ и Республики Тыва до настоящего времени не предоставлено.

Ни Федеральный закон № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от 29.06.2015 года №93-Закона РТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.

Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.

На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 г. № 625 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочием по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда, и в Положение об Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва внесены изменения о дополнении полномочий Агентства. Этим же постановлением утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда (далее - порядок).

Согласно п.п. 13 и 18 Порядка Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва принимает решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту их жительства, а также подписывает договор найма с гражданином.

Таким образом, исковые требования Кужугет А.Г. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, как установил суд, действующим законодательством на органы местного самоуправления, в частности на Мэрию <адрес>, обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений не возлагались, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к Мэрии <адрес> следует отказать.

Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Как следует из паспорта, истец зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа - <адрес> по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Поскольку Кужугет А.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории <адрес>, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

При определении срока исполнения, несмотря на доводы ответчика о том, что срок исполнения решения суда необходимо установить на срок не менее 1 года со дня вступления в законную силу решения, суд полагает разумным шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кужугет А.Г. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Мэрии <адрес> удовлетворить частично.

Возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить Кужугет А.Г. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 квадратных метров, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к Мэрии <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.И. Успун

2-5635/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КУЖУГЕТ А.Г.
Ответчики
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва
Мэрия г. Кызыла
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
19.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2016Передача материалов судье
24.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2016Судебное заседание
04.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее