Решение по делу № 2-257/2013 от 02.07.2013

<НОМЕР>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красногорское                                                                                                       02 июля 2013 года

            Мировой судья судебного участка Красногорского района Алтайского края Чепик М.А., при секретаре Могильниковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногорского района Алтайского краяв интересах Ераконовой Надежды Алексеевны к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунэнерго» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

            Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в Красногорский районный суд с иском в интересах Ераконовой Н.А., в котором просит признать незаконными действия ответчика по взиманию оплаты за опломбирование прибора учета, взыскать денежные средства в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб. 00 коп., полученные за оказание услуг по опломбировке приборов учета, расположенных по адресам: ул<АДРЕС> район <АДРЕС> край и ул. <АДРЕС>, <АДРЕС> район <АДРЕС> край. Ссылаясь в обоснование своих требований на отсутствие нормы, регулирующей взимание платы с собственников жилого помещения, а также Закон о защите прав потребителей, полагал услугу по опломбировке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации ООО «Коммунэнерго» навязанной и нарушающей права Ераконовой Н.А.  

            В судебном заседании помощник прокурора Красногорского района Алтайского края Генералов А.А. исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

            Материальный истец Ераконова Н.А. просила свои исковые требования удовлетворить в полном объеме, поддержав их по обстоятельствам, изложенным в иске.

            Представитель ответчика ООО «Коммунэнерго» Терляхин Е.И. исковые требования не признал. Пояснял суду, что до 01.01.2013 г. в законодательстве не были определены субъекты, которые должны нести издержки, связанные с опломбировкой приборов учета водоснабжения. В этой связи в ООО «Коммунэнерго» были разработаны калькуляции затрат по данному виду деятельности предприятия и опломбировка приборов учета осуществлялась сообразно затратам на данные действия поставщиков услуг.

            Выслушав процессуального и материального истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            В судебном заседании установлено, что Ераконова Н.А. <ДАТА3> обратилась в энергоснабжающую организацию ООО «Коммунэнерго» с заявлениями о проведении опломбирования приборов учета воды, установленных по адресам: ул<АДРЕС> район <АДРЕС> край и ул. <АДРЕС> район <АДРЕС> край. За проведенное опломбирование приборов учета всего Ераконовой Н.А. было уплачено <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, что усматривается из письма <НОМЕР> от <ДАТА4>, адресованного  прокурору <АДРЕС> района ООО «Коммунэнерго». Кроме того, данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании.

            Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Соответственно отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее по тексту Правила).

            Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуга предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            В силу положений  абз.2 п.7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленной холодной воды и отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 данных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 данных Правил.

            Вместе с тем Правила не регламентируют вопросы установки и ввод эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в Правилах также отсутствует указание, за чей счет они должны производиться. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета также не определен ни одним нормативно-правовым актом.

            Платность такой услуги для потребителя не следует из ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

            Пунктом 2 ст. 548 ГК РФ установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Часть 2 статьи 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом но договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам этот вопрос не разрешен, обеспечение надлежащего технического состояние приборов учета потребления возложено на ресурсоснабжающую организацию ГК РФ.

            Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, в пп. «г» пункта 52 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, однако требований об установке пломб за счет граждан-потребителей указанным пунктом не предусмотрено.

            Пункт 36 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 устанавливающий, что оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента, не применим к правоотношениям, где в качестве абонента выступает гражданин-потребитель, поскольку согласно п. 3 данных Правил прямо определяет, что они не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами.

            Из изложенного следует, что законодатель установил разные правила предоставления коммунальных услуг для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, и граждан, проживающих в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. И если на первых прямо возложены все расходы по оборудованию узла учета и его эксплуатации, то на вторых такой обязанности не возложено.

            Пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предоставляет гражданину - потребителю коммунальных услуг, право определять размер платы за коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Более того, пункт 52 (в) данных Правил даже обязывает его использовать индивидуальные приборы учета. Наличие данного права у гражданина-потребителя порождает у энергоснабжающей организации обязанность принимать оплату за потребленные коммунальные услуги, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, и обеспечивать их надлежащее техническое состояние.

            Согласно ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. до 1 июля 2012 года собственникижилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

            В соответствии с указанными положениями Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 года №149 утвержден «Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», который определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) на объектах подключенных к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

            В силу положений п. 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. с 1 июля 2010 года организации,которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 данной статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

            Основной целью опломбирования приборов учета холодной воды является недопустимость несанкционированного вмешательства потребителя, либо другого лица в работу ведомственного устройства и искажения результатов измерения.

            Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам на ответчика возложена обязанность принимать оплату за потребленные коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а статьей 543 ГК РФ - обязанность обеспечивать их надлежащее техническое состояние.

            На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора нe допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

            В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

            Доводы представителя ответчика Терляхина Е.И. об отсутствии в действующем законодательстве нормы права, которая бы относила расходы по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды на энергоснабжающую организацию, по мнению суда, не может толковаться в пользу такой организации и ущемлять интересы абонента-потребителя, выступающего экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности, влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность не установлена нормативно-правовым актом.

            Учитывая, что ответчик ООО «Коммунэнерго» отказывался до 01.01.2013 г. принимать в эксплуатацию и производить расчеты потребленных услуг на основании данных прибора индивидуального учета без его опломбирования, и, требуя с потребителей оплату за пломбировку водосчетчиков, ответчик тем самым навязывал дополнительные платные услуги, обусловливая выполнение своей обязанности по опломбированию приборов учета потребителей дополнительной платной услугой, не предусмотренной ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, ни иными правовыми актами, тем самым нарушая требования п.2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. Учитывая, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения, включающее и опломбирование, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы и коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, на эту сторону и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий, в том числе и на выезд специального сотрудника ресурсоснабжающей организации к потребителю для опломбирования приборов учета.

            Поскольку понуждение к заключению договора, равно как и обусловливание приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) не допускается действующим законодательством (ст. 421 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.) суд приходит к выводу о том, что, так как ООО «Коммунэнерго» является поставщиком воды для жителей с. Красногорское то, требуя с Ераконовой Н.А. оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает последней дополнительные услуги, платность которых не предусмотрена действующим законодательством, а потому такие действия ООО «Коммунэнерго» суд находит незаконными.

            При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

   В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

            Поскольку прокурор при обращении в суд с иском освобождается от уплаты государственной пошлины, его исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой определен судом на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, устанавливающей размер государственной пошлины при цене иска менее 20000 рублей в 4% от цены иска, но не менее 400 рублей, в сумме  400 рублей 00 копеек.

            На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Ераконовой Надежды Алексеевны удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Коммунэнерго» по взиманию платы за опломбирование приборов учета воды с Ераконовой Надежды Алексеевны.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коммунэнерго»  в пользу Ераконовой Надежды Алексеевны денежные средства, полученные за совершение незаконных действий по опломбированию приборов учета воды в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей 00 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коммунэнерго»  государственную пошлину в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.

               Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, которое будет изготовлено 08 июля 2013 года, в Красногорский районный суд Алтайского края через мирового судью Красногорского района.

   Мировой судья судебного участка

Красногорского района                                                                              М.А. Чепик

2-257/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен
Истцы
Ераконова Н. А.
Ответчики
ООО "Коммунэнерго"
Суд
Судебный участок Красногорского района Алтайского края
Судья
Чепик Марина Александровна
Дело на странице суда
kragrn.alt.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
13.06.2013Подготовка к судебному разбирательству
02.07.2013Судебное заседание
02.07.2013Решение по существу
02.07.2013
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее