Дело № 1-24/2018
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
село Холмогоры 15 июня 2018 годаМировой судья судебного участка № 1 Холмогорского судебного района Архангельской области Думин М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Полуяновой М.А., с участием:
государственного обвинителя Холмогорской районной прокуратуры Сивченко Н.А.,
представителя потерпевшей Соболевой Е.Н.,
подсудимого Черняева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка, расположенного по адресу: 164530, Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Октябрьская, д. 10, уголовное дело в отношении
Черняева <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца дер. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, гражданина Российской Федерации, с <ОБЕЗЛИЧЕНО> зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ранее судимого:
- 7 июля 1997 года Онежским городским судом Архангельской области по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к тринадцати годам лишения свободы;
- 11 февраля 1998 года Мирнинским городским судом Архангельской области по ч. 5 ст. 60 Уголовного кодекса Российской Федерации к четырнадцати годам шести месяцам лишения свободы;
- 23 сентября 1998 года Плесецким районным судом Архангельской области по ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к пятнадцати годам лишения свободы; освобожденного из исправительного учреждения в связи с отбытием наказания 16 апреля 2012 года,
- 13 июня 2017 года мировым судьей судебного участка № 1 Холмогорского судебного района Архангельской области ст.ст. 158 ч. 1, 158 ч. 1, 158 ч. 1, 158 ч. 1, 158 ч. 1, 69 ч. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации к двум годам шести месяцам лишения свободы; срок наказания исчисляется с 05 мая 2017 года;
- 13 сентября 2017 года Холмогорским районным судом Архангельской области по ст.ст. 158 ч. 2 п. «Б», 69 ч. 5 Уголовного кодекса Российской Федерации к трем годам шести месяцам лишения свободы; срок наказания исчисляется с 13 сентября 2017 года;
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 117 Уголовного кодекса Российской Федерации,
установил:
Черняев <ФИО2>, совершенном при нижеследующих обстоятельствах.
В период с 3 по <ДАТА11> в с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области Черняев А.И. возымел умысел на причинение Горбатовой В.Н. физических страданий путем систематического нанесения побоев.
С целью реализации преступного замысла Черняев А.И. 3 ноября 2016 года около 15 час. 00 мин., находясь в состоянии опьянения <АДРЕС>, из личной неприязни умышленно нанес Горбатовой В.Н. не менее двух ударов рукой по лицу, причинив физическую боль.
Он же, продолжая истязать потерпевшую, 10 ноября 2016 года около 19 час. 00 мин., находясь в состоянии опьянения там же, из личной неприязни умышленно нанес Горбатовой В.Н. не менее двух ударов рукой по лицу, причинив физическую боль.
Он же, в завершение преступления, 11 ноября 2016 года около 14 час. 00 мин. находясь в состоянии опьянения в том же месте, из личной неприязни умышленно нанес Горбатовой В.Н. не менее двух ударов рукой по лицу, причинив физическую боль.
Черняев А.И. в судебном заседании вину в предъявленном обвинении признал частично. Он отрицал нанесение ударов по телу потерпевшей и причинение потерпевшей перелома костей носа. По обстоятельствам дела подсудимый показал, что в то время он проживал с потерпевшей, они вели совместное хозяйство. Черняеву А.И. не нравилось, как Горбатова В.Н. готовит пищу, по этой причине в их семье возникали конфликты. Не стали исключением и дни, указанные в обвинении. Тогда, в каждом из случаев, будучи пьяным, ведомый личной неприязнью Черняев А.И. нанес потерпевшей не менее двух ударов внутренней частью ладони по лицу. Удары он наносил умышленно, с силой, по реакции потерпевшей понимал, что его действия причиняли Горбатовой В.Н. физическую боль. Черняев А.И. сожалел о случившемся.
Признательная позиция была изложена подсудимым и в ходе предварительного расследования при допросе в качестве подозреваемого. Протокол допроса подозреваемого оглашен на основании п. 3 ч. 1 ст. 273 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 85-88).
Несмотря на признание подсудимым своей вины, его виновность подтверждается письменными доказательствами, показаниями представителя потерпевшей Соболевой <ФИО3> в судебном заседании, ее показаниями в ходе дознания, оглашенными в соответствии с ч. 3 ст. 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; а также оглашенными на основании ч. 1 ст. 281 настоящего Кодекса показаниями свидетеля Александровой<ФИО> (л.д. 57-60, 71-73).
Судом установлено, что 11 ноября 2016 года в Отделе министерства внутренних дел по Холмогорскому району зафиксировано два сообщения о Горбатовой В.Н.: в 11 час. 50 мин. об оказании ей медицинской помощи в связи с избиением и в 16 час. 25 мин. об избиении. В обоих обращениях Черняев А.И. фигурирует как лицо, причастное к насилию (л.д. 11, 12). 15 ноября 2016 годаГорбатова В.Н. обратилась в ОМВД России по Холмогорскому району, просила привлечь Черняева А.И. к уголовной ответственности за побои. В своих заявлениях потерпевшая ссылалась на события, произошедшие 3 и 10 ноября 2016 года по месту жительства. Горбатова В.Н. утверждала, что тогда Черняев А.И. в ходе ссоры нанес ей несколько ударов руками по лицу и телу, причинив физическую боль. Горбатова В.Н. была предупреждена об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (л.д. 16-17).
Согласно объяснению Горбатовой В.Н., полученному в тот же день, 11 ноября 2016 года Черняев А.И. там же нанес ей несколько ударов руками по лицу и телу, причинив физическую боль (л.д. 18-19).
Горбатова В.Н. умерла 2 февраля 2018 года, о чем имеется запись акта о смерти (л.д. 54).
Соболева Е.Н. показала, что потерпевшая приходилась ей тётей, о случившемся знает с ее слов. В частности, Горбатова В.Н. рассказывала, что в период с 3 по 11 ноября 2016 года по месту жительства в с. Ломоносово Холмогорского района Архангельской области сожитель Черняев А.И. избивал ее. Конфликты происходили по причине того, что подсудимого не устраивало качество пищи, которую готовила потерпевшая. 11 ноября 2016 года после очередного конфликта Горбатова В.Н. была госпитализирована.
Из оглашенных показаний Соболевой Е.Н. усматривается, что, со слов потерпевшей, 3 ноября 2016 года Черняев А.И. избил ее, нанеся ей не менее двух ударов рукой по лицу и телу, причинив физическую боль. В следующий раз, 10 ноября 2016 года, Черняев А.И. нанес ей не менее пяти ударов руками по лицу и телу, причинив физическую боль, и у потерпевшей сильно болел нос. Потом, 11 ноября 2016 года, Черняев А.И. вновь избил Горбатову В.Н., ударив ее не менее трех раз рукой по лицу и телу.
В судебном заседании Соболева Е.Н. оглашенные показания в части количества ударов и частей тела потерпевшей, куда эти удары пришлись, не поддержала; пояснив, что в ходе беседы с потерпевшей непосредственно эти обстоятельства не выясняла, домыслила их после ознакомления с материалами дела и беседы с дознавателем.
Поскольку ввиду смерти потерпевшей возможность устранения противоречий утрачена, заявление Соболевой Е.Н. суд толкует в пользу подсудимого, а ее свидетельства в ходе дознания учитывает в приговоре только в части, не противоречащей показаниям Черняева А.И.
Свидетель Александрова А.В. на предварительном расследовании показала, что является заведующей Ломоносовского фельдшерско-акушерского пункта, 11 ноября 2016 года в дневное время выходила по месту жительства Горбатовой В.Н. для оказания медицинской помощи. У потерпевшей были многочисленные телесные повреждения: ушиб ребер справа, ушиб груди, ссадина носа, гематома в области правого и левого глаз. Горбатова В.Н. рассказала, что вчера вечером ее избил пьяный Черняев А.И. Около четырех часов дня, когда Александрова А.В. пришла проведать Горбатову В.Н., то на лице потерпевшей обнаружила свежие следы от побоев: увеличенные гематомы, кровь.
7 марта 2018 года Черняев А.И. явился с повинной, добровольно сообщив о преступлении (л.д. 79, 80).
Оценив доказательства в совокупности, с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, суд находит вину Черняева А.И. доказанной полностью и квалифицирует им содеянное по ч. 1 ст. 117 Уголовного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ, Федерального закона от 28.12.2013 №<НОМЕР>-ФЗ) - причинение физических страданий путем систематического нанесения побоев, когда это не повлекло последствий, указанных в ст.ст. 111 и 112 настоящего Кодекса.
В основу приговора суд кладет показания подсудимого в ходе судебного следствия, поскольку Черняев А.И. является непосредственным участником событий 3 - 11 ноября 2016 года. Оснований полагать о наличии у подсудимого мотивов для самооговора не имеется.
Исходя из положений ст.ст. 84, 87, 88 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным принять перечисленные в приговоре рапорта, протоколы принятия устного заявления и объяснение потерпевшей в качестве доказательств. В условиях, когда потерпевшая не принимает участие в судебном разбирательстве, полученные в ходе досудебной процессуальной проверки сообщения о преступлении материалы, как иные документы, доказывают событие преступления. Суд принимает их в части, не находящейся в противоречии с показаниями подсудимого.
Эти доказательства в совокупности с косвенными доказательствами - показаниями представителя потерпевшего в судебном заседании, ее показаниями в ходе дознания в неопороченной части и свидетельствами Александровой А.В. - последовательны, логичны и относительно юридически-значимых обстоятельств дела противоречий не имеют. Они согласуются между собой и, взаимодополняя друг друга, позволяют установить картину произошедшего, исключая какие-либо сомнения в виновности Черняева А.И.
На основании этих доказательств суд делает вывод, что с 3 по 11 ноября 2016 года Черняев А.И., ведомый личной неприязнью к потерпевшей, возникшей на бытовой почве, систематическим нанесением побоев истязал Горбатову В.Н., причинив ей физические страдания.
Поскольку доказательств, что в процессе совершения преступления Горбатова В.Н. испытывала чувства, эмоции в виде отрицательных переживаний, затрагивающих ее личностные структуры, настроение, самочувствие и здоровье, не имеется, суд исключает из объема обвинения указание на причинение психических страданий.
Суд исключает из обвинения по всем трем событиям указание на нанесение ударов в количестве, превышающем «не менее двух», а также на нанесение ударов в область тела. Из показаний подсудимого этого не усматривается, основывать данные утверждения лишь на производных косвенных доказательствах суд считает недопустимым.
Суд исключает из объема обвинения и указание на то, что в результате действий Черняева А.И. потерпевшей были причинены телесные повреждения.
Согласно заключению эксперта № 326 у Горбатовой В.Н. при поступлении в стационар 11 ноября 2016 года имелись телесные повреждения: <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> (л.д. 152-153).
По заключению эксперта № 1058 при осмотре фельдшером 11 ноября 2016 года около 11 час. 00 мин. у Горбатовой В.Н. были обнаружены телесные повреждения: <ОБЕЗЛИЧЕНО>
В то же время эксперты не смогли установить давность образования телесных повреждений, так как в медицинской документации не были отображены морфологические свойства. Диагноз «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» рентгенологическими данными не подтвержден.
Суд полагает, что при отсутствии в деле точных данных о времени образования телесных повреждений, количестве, локализации и направлении ударов, установить причинно-следственную связь между обнаруженными у Горбатовой В.Н. телесными повреждениями и действиями Черняева А.И. невозможно.
Свидетельства Короткого<ФИО> о том, что от Горбатовой В.Н. ему стало известно, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> ей причинил Черняев А.И., об ином не свидетельствуют. Они носят косвенный характер, другими материалами дела не подтверждаются (л.д. 75-77).
Показания Черняева А.И. в ходе дознания, что данное телесное повреждение он причинил потерпевшей 10 ноября 2018 года, суд относит к предположению и не принимает. Они неконкретны, не содержат сведений об обстоятельствах причинения телесного повреждения, в судебном заседании подсудимым не поддержаны.
При таких обстоятельствах суд исключает из обвинения указание на то, что действия подсудимого причинили потерпевшей телесные повреждения.
Преступление было совершено Черняевым А.И. с прямым умыслом. Подсудимый осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления общественно опасных последствий и желал их наступления.
За совершенное преступление Черняев А.И. подлежит наказанию, решая вопрос о виде и мере которого, мировой судья учитывает характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, личность виновного, состояние его здоровья, обстоятельства, смягчающие, отягчающие наказание, а также влияние назначаемого наказания на исправление подсудимого.
Черняев А.И. ранее судим за особо тяжкое умышленное преступление к реальному лишению свободы, в период непогашенной судимости совершил умышленное преступление, отнесенное уголовным законом к категории небольшой тяжести (л.д. 115-117, 120-121, 124, 127-130, 133-137, 138-139, 142-143). По месту жительства, месту отбывания наказания подсудимый характеризуется в целом отрицательно, нарушал общественный порядок, порядок отбывания наказания (л.д. 100, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113). У врачей нарколога, психиатра Черняев А.И. не наблюдается (л.д. 101).
В соответствии с п. «И» ч. 1 ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления - обстоятельства, смягчающие наказание Черняеву А.И.
Признание вины, раскаяние в преступлении и инвалидность виновного (л.д. 94-95, 96-97) в силу ч. 2 ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации также смягчают наказание подсудимому.
В силу п. «А» ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации рецидив преступлений отягчает наказание Черняеву А.И.
Иных обстоятельств, влияющих на вид и размер наказания, не имеется. Мировой судья не может согласиться с мнением обвинения о наличии в деянии Черняева А.И. обстоятельства, предусмотренного ч. 1.1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации. Само по себе совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, не является единственным и достаточным основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание. Из предъявленного обвинения не следует и в ходе судебного следствия доказательств не добыто, что состояние опьянения каким-либо образом повлияло на поведение подсудимого при совершении им преступлений, тем самым склонив его к девиации.
С учетом изложенного, принимая во внимание положение ч. 2 ст. 68 Уголовного кодекса Российской Федерации, мировой судья приходит к выводу, что исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным и исправление подсудимого по вновь совершенному преступлению достижимо лишь при назначении ему наказания в виде лишения свободы.
Оснований для применения ст.ст. 64, 73, ч. 3 ст. 68Уголовного кодекса Российской Федерации, назначения Черняеву А.И. иного вида наказания не имеется.
Окончательное наказание Черняеву А.И. в виде лишения свободы подлежит назначению по правилам ч. 5 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, по совокупности преступлений, с отбыванием в силу п. «В» ч. 1 ст. 58 настоящего Кодекса в исправительной колонии строгого режима.
Гражданский иск не заявлен, вещественных доказательств не добыто.
На основании ст.ст. 131, 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные издержки в виде оплаты труда адвоката Малашкова Д.П. в ходе предварительного расследования 2618 руб. следует взыскать с Черняева А.И. (л.д. 175). Расходы в размере 1309 руб. за ознакомление адвоката Малашкова Д.П. с материалами дела в суде следует признать процессуальными издержками и ввиду отказа подсудимого от защитника отнести на счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
приговорил:
Черняева <ФИО1> признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 117 Уголовного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ, Федерального закона от 28.12.2013 №<НОМЕР>-ФЗ) и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на один год два месяца.
На основании ч. 5 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания, назначенного по данному приговору, с наказанием, назначенным приговором Холмогорского районного суда Архангельской области от 13 сентября 2017 года, окончательно определить Черняеву А.И. наказание в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Черняеву А.И. избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, взяв его под стражу в зале суда.
Срок наказания Черняеву А.И. исчислять с 15 июня 2018 года и зачесть ему в этот срок отбытое наказание за период с 5 мая 2017 года по 14 июня 2018 года включительно.
Взыскать с Черняева А.И. в федеральный бюджет процессуальные издержки по оплате труда адвоката в ходе дознания и судебного разбирательства в сумме 2618 (Две тысячи шестьсот восемнадцать) руб.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Холмогорском районном суде <АДРЕС> области в течение 10 суток со дня провозглашения путем подачи жалобы (представления) через мирового судью.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный, содержащийся под стражей, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должен указать в апелляционной жалобе, а в случае подачи апелляционной представления или жалобы другого лица - в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу (представление) в течение десяти суток со дня вручения копии жалобы (представления).
Осужденный также вправе ходатайствовать об апелляционном рассмотрении дела с участием защитника, о чем должен подать в суд, постановивший приговор, соответствующее заявление в срок, установленный для подачи возражений на апелляционные жалобы (представление).
Мировой судья: <ФИО6>