ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-28/2016
по делу об административном правонарушении
14 марта 2016 г. г. Самара
Мировой судья судебного участка № 14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области Ферапонтова З.П., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - Некоммерческое партнерство по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации: <ДАТА2>, юридический адрес: г. Самара, пр. <АДРЕС>, о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА3> НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом <НОМЕР> по пр. <АДРЕС> г.о. Самара, без соответствующей лицензии на такой дом. Ввиду чего, в отношении НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> государственным жилищным инспектором Самарской области <ФИО1> был составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> по ч.1 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Данный прокол поступил на судебный участок №14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области на рассмотрение 22.01.2016г.
В судебном заседании представитель НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> действующий на основании доверенности Жирнов Е.И., с протоколом не согласился. Суду пояснил, что на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, пр. <АДРЕС> от <ДАТА5> с НП «<АДРЕС> был заключен договор управления многоквартирным домом <НОМЕР> в г. Самаре по пр. <АДРЕС>. Договор был заключен на один год и вступил в действие с <ДАТА6> <ДАТА7> некоммерческое партнерство обратилось в Государственную жилищную инспекцию Самарской области с уведомлением о выборе их управляющей компанией жильцами дома <НОМЕР> по пр. <АДРЕС> в г. Самара и просьбой включить в лицензию организации указанный дом. Полагает, что НП «<АДРЕС> осуществляло управление жилым домом по указанному адресу в соответствии с требованиями законодательства, Государственной жилищной инспекцией Самарской области неправомерно было отказано во внесении указанного многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляло НП «<АДРЕС> Кроме того, полагает, что из системного толкования норм Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии. Таким образом, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Опрошенный в ходе судебного заседания государственный жилищный инспектор Самарской области <ФИО1> суду показала, что согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Решением комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Самарской области было принято решение о предоставлении лицензии управляющей организации МП г.о. Самара «Универсалбыт». В соответствии с пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР>, в случае принятия общим собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора
уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Согласно частей 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан направить сведения в орган Государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного Надзора после получения сведений указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В адрес государственной жилищной инспекции Самарской области поступило уведомление от МП г.о. Самара «Универсалбыт» о закреплении, в том числе дома <НОМЕР> по пр. <АДРЕС> г.о. Самара в систему «Электронное ЖКХ» и в реестр лицензий за указанной управляющей организацией, на основании проведенного Департаментом управления имуществом г.о. Самара открытого конкурса по отбору управляющих организаций от <ДАТА9> Указанные сведения были внесены в систему «Электронное ЖКХ» и в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет МП г.о. Самара «Универсалбыт» с <ДАТА10> Учитывая, что собственникам квартир многоквартирного дома <НОМЕР> по пр.<АДРЕС> г.о. Самара поступили платежные документы от НП «<АДРЕС> за октябрь 2015 г., без внесенного указанного многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат НП «<АДРЕС> данные действия могут квалифицироваться как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, за которое предусмотрена ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса обадминистративных правонарушениях Российской Федерации. На основании вышеизложенного, в отношении НП «<АДРЕС> был составлен протокол об административном правонарушении в части 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав представителя НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> опросив государственного жилищного инспектора Самарской области <ФИО1>, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в действиях НП «<АДРЕС> имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.3 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.
Частью 1 ст.14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами требуется лицензия.
Согласно ч. 1, 2 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> в октябре 2015 г. осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии <НОМЕР>. Многоквартирный дом <НОМЕР> по пр. <АДРЕС> в г. Самаре не значился в реестре лицензий управляющих организаций Самарской области за НП «<АДРЕС> в октябре 2015 г.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА12> г.; коллективной жалобой собственников многоквартирного дома <НОМЕР> по пр. <АДРЕС> в г. Самара; копиями счетов на оплату ЖКУ за октябрь 2015 г., уведомлением-вызовом о составлении протокола от <ДАТА3>; почтовым уведомлением о вручении уведомления.
Доводы представителя НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> действующего на основании доверенности Жирнова Е.И., о том что НП «<АДРЕС> осуществляло управление жилым домом по указанному адресу в соответствии с требованиями законодательства, Государственной жилищной инспекцией Самарской области неправомерно было отказано во внесении указанного многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляло НП «<АДРЕС> суд полагает несостоятельными, поскольку представитель НП «<АДРЕС> в ходе судебного разбирательства не отрицал факт отсутствия информации о многоквартирном доме <НОМЕР> по пр. <АДРЕС> в г. Самаре в реестре лицензий управляющих организаций Самарской области закрепленным за НП «<АДРЕС> кроме того данные доводы опровергаются материалами дела.
Таким образом, мировой судья полагает, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, судом установлены. Доказательства, собранные по делу, являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности юридического лица - НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> в полном объеме в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена именно ч.1 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу мировой судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного юридическим лицом - НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> административного правонарушения, его материального положении юридического лица, характера и социальной значимости деятельности управляющей компании НП «<АДРЕС> мировой судья полагает, что назначение наказания в размере минимально возможного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 14.1.3 КоАП РФ - 150000руб., может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, тогда как наказание должно быть разумным и исполнимым, а потому мировой судья считает, что юридическому лицу - НП по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> возможно назначить наказание в виде штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но не менее половины его минимального размера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 14.1.3, 4.1, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Некоммерческое партнерство по управлению недвижимым имуществом «<АДРЕС> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Сумма штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам: Получатель платежа: Управление Федерального Казначейства по Самарской области (Государственная жилищная инспекция Самарской области л/с 04422000280), ИНН: 6317038043, КПП: 631501001 Банк получателя: Отделение Самара, расчетный счет: 40101810200000010001, БИК: 043601001, КБК: 73011690040040000140.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу с предоставлением документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г.о. Самары через мировогосудью, вынесшего постановление, в течение десяти суток, со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 14.03.2016 г.
Мотивированное постановление изготовлено: 16.03.2016 г.
Мировой судья З.П. Ферапонтова