Решение по делу № 33-4488/2016 от 28.10.2016

Судья Иванова Н.Е. № 33-4488/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2016 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,

судей Стракатовой З.Е., Душнюк Н.В.

при секретаре Баталовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Сортавальского муниципального района на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 14 сентября 2016 года по иску Орловой М. В. к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда и к Министерству здравоохранения и социального развития Республики К.. об обязании осуществления финансирования приобретения жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орлова М.В. обратилась в суд с иском к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по тем основаниям, что она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХг. был установлен факт невозможности проживания ее в ранее закрепленном за ней жилом помещении по адресу: Республика Карелия, (.....), она включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Однако до настоящего времени ей не предоставлено жилое помещение. В связи с чем, Орлова М.В. просила обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить ей благоустроенную квартиру специализированного фонда, а Министерство финансов Республики Карелия, Министерство здравоохранения Республики Карелия выделить ей денежные средства н приобретение квартиры.

Затем Орлова М.В. отказалась от заявленных требований в части обязания Министерство финансов Республики Карелия выделить денежные средства на предоставление жилого помещения.

Впоследствии Орлова М.В. увеличила заявленные исковые требования, просила привлечь Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия в качестве соответчика, обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского городского поселения. Также просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия осуществить финансирование администрации Сортавальского муниципального района на приобретения для нее жилого помещения.

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 августа 2016 года производство по делу по иску Орловой М. В. к администрации Сортавальского муниципального района, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Министерству финансов Республики Карелия о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма и выделении денежных средств на приобретение квартиры прекращено в части исковых требований к Министерству финансов Республики Карелия о выделении денежных средств на приобретение квартиры в связи с отказом истца в данной части от иска.

Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 14 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Орловой М. В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Хелюльского городского поселения. В остальной части в иске суд отказал. Взыскал с администрации Сортавальского муниципального района в пользу Орловой М. В. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.

С решением не согласен ответчик администрации Сортавальского муниципального района.

В апелляционной жалобе представитель администрации Сортавальского муниципального района Грацианова Т.А., действующая на основании доверенности, просит отменить решение суда и принять по существу новое решение. Ссылаясь на ст. 3, ч.1 ст. 4, п.4 ч.2, ч.3 ст. 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28 ноября 2005 года "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указывает, что обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена действующим законодательством на администрацию Сортавальского муниципального района за счет субвенций, предоставляемых бюджету района из бюджета Республики Карелия. В настоящее время на софинансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Республики Карелия выделено 3375000 руб. Данные денежные средства освоены в порядке очередности на основании вступивших в законную силу судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма специализированных жилых помещений. Указывает, что требования о финансировании администрации Сортавальского муниципального содержатся в исковом заявлении, заявлены непосредственно к главному распорядителю бюджетных средств. Полагает, что отказав в иске Орловой М.В. в части требований к Министерству здравоохранения и социального развития об осуществлении финансирования администрации Сортавальского муниципального района для приобретения для истца жилого помещения и обязав администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Орловой М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, суд постановил заведомо неисполнимое решение.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Орлова М.В., представители ответчиков администрации Сортавальского муниципального района, Министерства здравоохранения и социального развития Республики К.. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дело извещены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На основании подпункта 2 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п. 7 ст. 8 по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Закона).

В силу п. 9 ст. 8 вышеназванного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с подп. "з" п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 № 921-ЗРК орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 6 ст. 3 данного Закона. Таким органом является Министерство образования Республики Карелия, которому для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются сведения органами местного самоуправления.

Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Республики Карелия № 129-П от 16 июня 2013г.

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона Республики Карелия и п. 4, п. 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16 апреля 2013г. № 129-П, решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка. Договор найма специализированного жилого помещения заключается органом местного самоуправления с лицом, указанным в п. 1 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении ему благоустроенного специализированного жилого помещения.

На основании п. 3 указанного Порядка благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в п 1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, мать истца Орловой М.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, О. умерла ХХ.ХХ.ХХ, а отец О. решением Сортавальского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ лишен в отношении истца родительских прав. В соответствии с имеющейся в деле справкой детского дома Орлова М.В. являлась воспитанницей (.....) и находилась на полном государственном обеспечении с ХХ.ХХ.ХХг. по ХХ.ХХ.ХХг. и с ХХ.ХХ.ХХг. по ХХ.ХХ.ХХг.

Постановлением администрации Муниципального образования г. Сортавала от ХХ.ХХ.ХХг. по ходатайству органа опеки и попечительства было снято попечительство над несовершеннолетней Орловой М.В., Г. освобожден от обязанностей попечителя, несовершеннолетняя Орлова М.В. определена в детское учреждение. За несовершеннолетней Орловой М.В. закреплена жилая площадь по адресу: Республика Карелия, (.....) (.....) (.....).

Согласно справке ГОУ НПО РК Профессиональное училище от ХХ.ХХ.ХХг. Орлова М.В. с ХХ.ХХ.ХХг. по ХХ.ХХ.ХХг. обучалась с данном училище по очной форме обучения и находилась на полном государственном обеспечении.

Из акта обследования жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХг., закрепленного за истцом, следует, что в (.....) стены имеют гнилость, оконные рамы отсутствуют, пол частично разобран, дверные проемы частично сгнили, имеют перекос.

В соответствии с актом от ХХ.ХХ.ХХг. о сохранности жилого помещения, закрепленного за истцом, состояние квартиры, находящейся в муниципальной собственности, неудовлетворительное.

В период обучения в (.....) администрация Сортавальского муниципального района уведомляла данное учреждение письмом от ХХ.ХХ.ХХг. о том, что проживание истца в закрепленной за ней квартире невозможно, т.к. жилое помещение практически разрушено.

Как следует из материалов дела, в 2011г., 2013г. истец обращалась в органы местного самоуправления о предоставлении ей жилого помещения в связи с непригодностью для проживания ранее закрепленного.

Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХг. установлен факт невозможности проживания Орловой М.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Республика К.., (.....) (.....) (.....) связи с тем, что согласно заключению межведомственной комиссии администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХг. жилье признано непригодным. Орлова М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на орган опеки и попечительства администрации Сортавальского муниципального района.

Исходя из заключения обследования жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....) (.....) (.....), оно признано непригодным.

Ответчиками не оспаривается право истца на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Возлагая на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Хелюльского городского поселения (по месту жительства истца), суд обоснованно исходил из того, что в настоящее время Орлова М.В., не имеющая возможности проживать в ранее занимаемом ею жилом помещении, признанном непригодным для проживания, подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требовании истца об обязании Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия осуществить финансирование администрации Сортавальского муниципального района для приобретения для нее жилого помещения. При этом суд принял во внимание, что доказательств неисполнения указанным лицом обязательств по финансированию приобретения жилья для истца не представлено, денежные средства распределяются в соответствии с Законом Республики Карелия от 24 декабря 2015г. №1968- ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2016 год".

Доводы ответчика администрации Сортавальского муниципального района, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что денежные средства, выделенные на на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Республики Карелия, освоены в порядке очередности на основании вступивших в законную силу судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма специализированных жилых помещений, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана судом правильная правовая оценка. в связи с чем они не могут являться основанием для отмены решения суда по вышеизложенным обстоятельствам.

Ссылки на то, что отказывая в иске Орловой М.В. в части требований к Министерству здравоохранения и социального развития об осуществлении финансирования администрации Сортавальского муниципального района для приобретения для истца жилого помещения и обязав администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Орловой М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, суд постановил заведомо неисполнимое решение, нельзя признать состоятельными с вышеизложенными нормами.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 14 сентября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Сортавальского муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4488/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлова М.В.
Ответчики
Министерство з.Р.
Администрация Сортавальского муниципального района
Другие
Министерство социальной защиты, труда и занятости РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Стракатова Зинаида Евгеньевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
18.11.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее