Решение по делу № 5-218/2021 от 08.09.2021

                                                                                                                    Дело №5-218/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Барыш Ульяновской области                                                                         10 сентября 2021 года

Мировой судья судебного участка №1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области Пайгильдина А.В., при секретаре Рябовой И.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Терентьева А.В.  - Чумбуридзе И.Г.,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - старшего инспектора отделения надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТотЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области <ФИО1>

рассмотрев материалы административного дела в отношении

ТЕРЕНТЬЕВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА,

<ДАТА2>обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

28 июня 2021 года в 10 час. 30 мин. при проведении плановой проверки по соблюдению обязательных (установленных) требований в области гражданской обороны установлено, что должностное лицо Терентьев А.В., являясь Главой Администрации МО «Барышский район» Ульяновской области (ОГРН 1027300517089, ИНН 7304002563, 433750, Ульяновская область, г. Барыш, ул. 45 Стрелковой Дивизии, д. 8), являющейся органом местного самоуправления, допустил невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) использования и содержания систем оповещения, по накоплению заблаговременно в мирное время запасов в целях гражданской обороны: 1) в муниципальном образовании «Барышский район», за исключением Барышского, Жадовского, Измайловского, Ленинского, Старотимошкинского городских поселений и Поливановского сельского поселения, не обеспечено своевременное оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, не создана муниципальная автоматизированная система центрального оповещения населения (МАСЦО), соответствующая установленным требованиям, в том числе, приказом МЧС РФ от 31.07.2020 №578 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», а именно: согласно паспорта МАСЦО МО «Барышский район» от 01.03.2021 в зоне действия системы оповещения находятся лишь 58,1% проживающего в Барышском районе населения; 2) не накоплены заблаговременно в мирное время запасы в целях гражданской обороны, предусмотренные номенклатурой и объемом запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утв. постановлением Администрации МО «Барышский район» Ульяновской области от 02.08.2018 №407-А и номенклатурой и объемом средств индивидуальной защиты, а именно: по запасам средств индивидуальной защиты представлен Договор поставки №123 от 01.07.2016, по остальным запасам представлены Соглашения о намерениях к предстоящим действиям, которые не предусмотреныГК РФ.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Терентьева А.В., Чумбуридзе И.Г. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснив, что в протоколе об административном правонарушении не изложено должным образом место и существо вмененного Терентьеву А.В. в вину правонарушения: не описано, какие поселения, не охвачены системой оповещения, какие полномочия Главы предусматривают его ответственность за данное правонарушение. Кроме того,  Положением о системах оповещения населения не определены критерии оценки наличия либо отсутствия муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения. Выводы должностного лица, изложенные в акте проверки и данном протоколе, не соответствуют действительности, т.к. на территории МО «Барышский район» создана муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения, которая согласно паспорту, действительно охватывает 58,1% населения Барышского района, но по последним отчетам областных проверяющих органов данная цифра составляет более 65%. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения. В зависимости от соответствия критериям системе оповещения присваиваются оценки: "готова к выполнению задач", "ограниченно готова к выполнению задач", "не готова к выполнению задач". Исходя из установленных критериев (в т. ч. не менее 65% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) муниципальной системы оповещения) муниципальная система оповещения МО «Барышский район» оценивается как «ограниченно готова к выполнению задач». Согласно п. 28 Положения для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных), т.е. допускается наличие территорий, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения. При этом номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения (стационарных и мобильных) определяется органом местного самоуправления самостоятельно. Согласно разделу 7 Приложения № 1 к Положению для оповещения работников организации и иных граждан, находящихся на ее территории, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций применяются как технические средства оповещения, так и элементы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. На территориях населенных пунктов, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, в качестве средств оповещения используются средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре (пожарные рынды), рупоры в количестве 17 шт., устройства громкоговорящей связи, на территории г. Барыша работает также радио. Действующее законодательство не содержит конкретных требований (технических характеристик) к звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре. Согласно п. 30 Положения требования, изложенные в приложении N 1 к настоящему Положению, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения. Дальнейшее оснащение населенных пунктов автоматизированными системами централизованного оповещения будет происходить в рамках совершенствования существующей системы и запланировано в программе на 2021-2024 годы. В протоколе об административном правонарушении не раскрыто, какие именно действия, бездействия, образующие состав инкриминируемого правонарушения, были допущены со стороны непосредственно Главы Администрации МО «Барышский район» Терентьева А.В.. Действительно необходимые запасы в целях гражданской обороны в МО «Барышский район» фактически не накоплены, т.к. отсутствуют специализированные склады, оборудование для хранения, которые требуют больших финансовых затрат, но на момент проверки имелись соответствующие Соглашения о намерениях к предстоящим действиям, которые являются по своему содержанию договорами поставок, имеют юридическую силу. После проверки соглашения перезаключены. Также обращает внимание на то, что проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно: в распоряжении №23 от 25.05.2021 указан срок начала проверки - 31 мая 2021 года, а согласно отметки должностного лица МЧС проверка начата лишь 2 июня 2021 года, само распоряжение было получено Администрацией по электронной почте 2 июня 2021 года. Последующее внесение изменений, касаемо даты начала проверки - со 2 июня на 23 июня 2021 года, является незаконным. Поскольку проверяющим органом были грубо нарушены требования ч. 12 ст. 9 вышеуказанного Закона, устанавливающие, что о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, или иным доступным способом, то в силу ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.   Полагает, что по указанным основаниям производство по делу подлежит прекращению. В случае признания Терентьева А.В. виновным в совершении указанного правонарушения, просит суд применить положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности.

                Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - старший инспектор отделения надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТотЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области <ФИО1> выводы протокола об административном правонарушении поддержал, пояснив, что в рамках проведения плановой проверки по соблюдению обязательных (установленных) требований в области гражданской обороны в отношении Администрации МО «Барышский район» Ульяновской области 2 июня 2021 года им на электронную почту Администрации направлена копия распоряжения №23 от 25.05.2021. В течении нескольких последующих дней специалист Администрации <ФИО3> присылал ему на электронную почту документы, касающиеся проверки, а затем 23 июня 2021 года он лично выезжал в г. Барыш с целью непосредственной проверки: обследование (визуальный осмотр) и рассмотрение документов. При этом, он лично удостоверился у <ФИО3> о надлежащем извещении до начала проведения проверки, о чем тот  сделал по его просьбе соответствующую запись в распоряжении. В результате проведенного осмотра и изучения представленной документации им были выявлены нарушения, касающиеся невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) использования и содержания систем оповещения, а также по накоплению заблаговременно в мирное время запасов в целях гражданской обороны. По итогам проверки впоследствии им был составлен акт от 28.06.2021 года, предписание от 28.06.2021 года, и протокол об административном правонарушении от 21.07.2021. Имеющаяся в Барышском районе муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения (МАСЦО) охватывает 58,1% населения, остальное оповещение населения осуществляется через АСО-4 с выходом на глав поселений, которые путём подворового обхода с мегафонами оповещают жителей населенных пунктов, также привлекаются старосты сёл, сотрудники администраций поселений. В ходе проверки установлено, что в населенных пунктах муниципального образования «Барышский район», за исключением Барышского, Жадовского, Измайловского, Ленинского, Старотимошкинского городских поселений и Поливановского сельского поселения, автоматизированная система централизованного оповещения населения, соответствующая установленным требованиям, в том числе, приказом МЧС РФ от 31.07.2020 №578 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», отсутствует. Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования. Автоматизированная система централизованного оповещения населения должна охватывать все населенные пункты муниципального образования, независимо от количества проживающих в них граждан. Основной режим функционирования муниципальных систем оповещения - автоматизированный. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений. На момент проверки ему были представлены документы, по итогам изучения которых в ходе проведенной проверки было установлено, что на проверенной территории отсутствует муниципальная автоматизированная централизованная система оповещения, соответствующая установленным вышеприведенным требованиям. Доводы должностного лица Администрации о создании запасов в целях гражданской обороны посредством заключения с поставщиками продукции, так называемых, Соглашений о намерениях к предстоящим действиям, согласно утвержденной номенклатуре и объемов не состоятельны, поскольку указанные Соглашения, вопреки требованиям о заблаговременном непосредственном создании запасов в целях ГО (п. 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств утв. приказом МЧС от 27.04.2000 года № 379), не содержат сведений о фактическом накоплении данных запасов, как того требует Закон. Кроме того, в указанных Соглашениях не определен конкретный срок выполнения поставки, предусмотрена возможность некачественной поставки. Заключение данных Соглашений о намерениях не предусмотрено в подобных ситуациях законодательством РФ, а потому не порождает юридических обязательств, заключено для закрепления партнерских отношений и носит декларативный характер. Таким образом, представленные ему в ходе проверки Соглашения о намерениях не свидетельствуют о создании заблаговременно запасов в целях гражданской обороны. Сроки начала проведения проверки им нарушены не были, т.к. распоряжение о предстоящей проверке было получено Администрацией 2 июня 2021 года, а фактически он приступил к проверочным мероприятиям лишь 23 июня 2021 года при прибытии непосредственно в г. Барыш. При проверке присутствовал специалист Администрации в области ГО и ЧС <ФИО3>, уполномоченный на это доверенностью от 23.06.2021, который подтвердил выводы проверки о выявлении указанных нарушений. Глава Администрации Терентьев А.В., являясь руководителем указанного юридического лица несет непосредственную ответственность за совершение данного правонарушения.

            Допрошенный в качестве свидетеля <ФИО3> - консультант отдела по делам ГО и ЧС администрации МО «Барышский район» показал суду, что после того, как 3 июня 2021 года руководством ему было отписано распоряжение ГУ МЧС России по Ульяновской области о проведении проверки от 25.05.2021 в отношении Администрации МО «Барышский район», он созвонился с <ФИО1>, который пояснил, какие именно документы для проверки необходимо прислать ему на электронную почту. Начиная с начала следующей недели, примерно с 7-8 июня 2021 года, в течении нескольких дней он высылал копии разных документов, а затем, 23 июня 2021 года, старший инспектор <ФИО1> приехал сам для проверки в Администрацию. Вместе с ним они проехались по нескольким объектам, где расположены компоненты системы оповещения МАСЦО, осмотрели их, затем он непосредственно представил истребуемые документы для проверки. После изучения всех документов в конце рабочего дня  <ФИО1> пояснил о выявленных им в результате проверки недостатках: имеющаяся система оповещения (МАСЦО) охватывает 58,1% населения, а не 100 %, как требуется; отсутствие реально созданных заблаговременно запасов  в целях гражданской обороны. Действительно, указанные факты имеют место быть, но население  Земляничненского, Малохомутерского и Живайкинского сельских поселений, неохваченное системой МАСЦО, оповещается при помощи АСО-4, имеющей выходы на глав поселений, которые при необходимости с помощью рупоров, громкоговорителей и подворового обхода осуществляют оповещение о возникшей опасности, военных конфликтах, при ЧС и др. В связи с большими финансовыми затратами на содержание имеющейся МАСЦО, увеличить площадь ее охвата в настоящее время затруднительно, но меры к этому принимаются. Что касается отсутствия запасов, то для их заблаговременного накопления необходимо оборудовать специальные склады, оборудование, а это требует дополнительных больших материальных затрат. По данному направлению Администрацией заключены соответствующие Соглашения о намерениях к предстоящим действиям, которые после проверки перезаключены и названы «договоры».

Заслушав пояснения указанных лиц, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При этом к гражданской обороне отнесены мероприятия по подготовке и защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий и возникновении чрезвычайных ситуаций. Подготовка государства к ведению гражданской обороны, являясь одной из важнейших его функций, осуществляется заблаговременно в мирное время (статья 4).

В силу статьи 2 Закона № 28-ФЗ одними из основных задач в области гражданской обороны являются оповещение населения о грозящих ему опасностях; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 23 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14, п. 21 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, необходимо осуществлять комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение размеров возможного ущерба и сохранение здоровья людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций является одной из основных задача единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, а также создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Пунктом 3 статьи 18 Закона № 28-ФЗ установлено, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020, утверждено Положение о системах оповещения населения, пунктом 7 которого установлено, что системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения.

Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.

Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно.

 

В силу п. 9 и 10 вышеуказанного Положения создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении №1 к настоящему Положению. На системы оповещения населения оформляются паспорта.

В соответствии с п. 25, 26 Положения поддержание региональных, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, перечисленными в пункте 7 настоящего Положения, соответственно. Готовность систем оповещения населения достигается, в том числе, своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения.

Анализ вышеуказанного законодательства свидетельствует о том, что, мероприятия по надлежащему созданию и поддержанию систем оповещения, а также заблаговременному накоплению необходимых запасов в целях гражданской обороны жизненно необходимы, они осуществляются в интересах населения соответствующего муниципального образования, а обязанность органа исполнительной власти муниципального образования, в функциональные обязанности которого входят вопросы гражданской обороны населения, имеет безусловный характер.

Как установлено в судебном заседании, 23 июня 2021 года старшим инспектором отделения надзорных мероприятий в области ЗНТотЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области <ФИО1> на основании распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области <ФИО4> от 25 мая 2021 года проведена плановая выездная проверка деятельности Администрации МО «Барышский район» Ульяновской области, по результатам которой выявлены нарушения, а именно: в муниципальном образовании «Барышский район», за исключением Барышского, Жадовского, Измайловского, Ленинского, Старотимошкинского  городских поселений и Поливановского сельского поселения, не обеспечено своевременное оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, так как не создана муниципальная автоматизированная система центрального оповещения населения (МАСЦО), соответствующая установленным требованиям, в том числе, приказом МЧС РФ от 31.07.2020 №578 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», а именно: согласно паспорта МАСЦО МО «Барышский район» от 01.03.2021 в зоне действия системы оповещения находятся лишь 58,1% проживающего в Барышском районе населения; 2) не накоплены заблаговременно в мирное время запасы в целях гражданской обороны, предусмотренные номенклатурой и объемом запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утв. постановлением Администрации МО «Барышский район» Ульяновской области от 02.08.2018 №407-А и номенклатурой и объемом средств индивидуальной защиты, а именно: по запасам средств индивидуальной защиты представлен Договор поставки №123 от 01.07.2016, по остальным запасам представлены Соглашения о намерениях к предстоящим действиям, которые не предусмотрены ГК РФ.

Данные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 28 июня 2021 года № 23 и послужили основанием для составления в отношении Главы Администрации МО «Барышский район» Терентьева А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

  

На основании решения Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской области Шестого созыва №12/57 от 15.05.2018, назначившего на должность Главы администрации МО «Барышский район» Ульяновской области Терентьева А.В., последний возглавляет данную Администрацию по настоящее время.

В силу ст. 25 Устава МО «Барышский район» Глава администрации МО «Барышский район» - высшее должностное лицо Барышского района, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Барышского района. Администрацией района руководит Глава администрации на принципах единоначалия (ст. 39 Устава). В соответствии с п. 3 ч. 3.1 Устава Глава администрации Барышского района обеспечивает осуществление администрацией Барышского района полномочий по решению вопросов местного значения.Согласно положений ч. 2 ст. 4 Устава МО «Барышский район» территорию Барышского района образуют территории следующих городских и сельских поселений: Барышское городское поселение, Жадовское городское поселение, Измайловское городское поселение, Ленинское городское поселение, Старотимошкинское городское поселение, Живайкинское сельское поселение, Земляничненское сельское поселение, Малохомутерское сельское поселение, Поливановское сельское поселение.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Барышский район» к вопросам местного значения относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Аналогичные положения закреплены в п. 14 ч. 1 ст. 8.3 Устава, где перечислены вопросы местного значения, решаемые органами местного самоуправления Барышского района на территориях сельских поселений, входящих в его состав.

Согласно представленным документам, в том числе, паспорту муниципальной системы оповещения населения  от 01.03.2021, на территории МО «Барышский район» имеется автоматизированная система оповещения, которая вопреки требованиям Положения о системах оповещения населения (п. 7), охватывает 58,1% проживающего в Барышском районе населения.

Из анализа содержания Акта о результатах комплексной технической проверки готовности системы от 04.03.2021 следует, что имеющаяся в Барышском районе муниципальная система оповещения охватывает территорию МО «Барышский район», в частности: Барышское, Жадовское, Измайловское, Ленинское, Старотимошкинское городские поселения и Поливановское сельское поселение. Таким образом, три сельских поселения: Земляничненское, Малохомутерское и Живайкинское, входящих в состав Барышского района не находятся в зоне действия созданной системы оповещения, т.е. не обеспечено своевременное оповещениенаселения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, не создана муниципальная автоматизированная система центрального оповещения населения (МАСЦО), соответствующая установленным требованиям, в том числе, приказом МЧС РФ от 31.07.2020 №578 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».

Таким образом, доводы защитника Чумбуридзе И.Г. о том, что 100%-ное оповещение населения Барышского района достигается путем оповещения глав поселений через АСО-4, а те в свою очередь организуют оповещение населения по громкоговорителям, рупорам и с помощью подворовых обходов, что допускается п. 28 Положения о системах оповещения населения, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку указанный п. 28  Положения гласит, что для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных), что не отменяет требований пункта 7 вышеуказанного Положения о том, что границами зон действия муниципальной систем оповещения являются административные границы муниципального образования соответственно.

Также судом не могут быть приняты во внимание, а потому отклоняются, ссылки защитника Чумбуридзе И.Г. на заключенные Администрацией в 2019 году Соглашения о намерениях к предстоящим действиям с АО «Транспорт-Сервис» и Барышским райпо, как на документы, подтверждающие накопление запасов в целях гражданской обороны, поскольку в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 (ред. от 30.09.2019) «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

В представленных же суду Соглашениях о намерениях к предстоящим действия указано лишь на то, что Поставщик обязуется в случае проведения первоочередных мероприятий по гражданской обороне на территории МО «Барышский район» Ульяновской области поставить для нужд муниципального образования товар согласно спецификации.

При этом, указанные факты отсутствия зоны покрытия автоматизированной системы оповещения МАСЦО в перечисленных сельских поселениях (Земляничненском, Живайкинском и Малохомутерском), а также отсутствие заблаговременно накопленных запасов в муниципальном образовании «Барышский район» в целях гражданской обороны подтвержден как самим защитником Чумбуридзе И.Г., так и допрошенным по его ходатайству свидетелем <ФИО5>

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Субъектами административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица.

Из анализа приведенных норм следует, что к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, может быть привлечено как юридическое лицо - Администрация МО «Барышский район», так и его руководитель, ответственный за деятельность данного юридического лица - Глава Администрации Терентьев А.В., поскольку он, являясь должностным лицом, не организовал и не проконтролировал должным образом работу возглавляемой им Администрации МО «Барышский район» с тем, чтобы исключить нарушение требований законодательства в области гражданской обороны, прямым следствием чего и явилось совершение административного правонарушения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Терентьева А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств принятия Терентьевым А.В., как Главой Администрации МО «Барышский район» всех зависящих от него мер для выполнения нормативно закрепленных специальных условий (правил) использования и содержания систем оповещения и заблаговременного накопления запасов в целях гражданской обороны в материалы дела не представлено.

Вина Терентьева А.В. в совершении административного правонарушения подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от 21.07.2021 № 16, где, вопреки доводам защитника Администрации Чумбуридзе И.Г., указаны надлежащим образом место, время и все обстоятельства, в том числе, правовые основания совершенного Терентьевым А.В. правонарушения;

- актом проверки <НОМЕР> от 28.06.2021, где отражены выявленные должностным лицом надзорного органа нарушения, перечисленные выше;

- актом проверки комплексной системы экстренного оповещения населения муниципального образования «Барышский район» от 4 марта 2021 года;

- паспортом муниципальной системы оповещения населения МО «Барышский район» от 01.03.2021, из которого следует, что в Барышском районе проживает население в количестве 37,7 тыс. чел., из них в зоне действия муниципальной системы оповещения находится 21,8 тыс. чел., что составляет 58,1% от общего количества населения;

- вышеприведенными показаниями свидетеля <ФИО3>, а также должностного лица <ФИО1> в судебном заседании.

Доводы защитника Терентьева А.В. - Чумбуридзе И.Г. о нарушении срока уведомления о начале проведения проверки суд считает несостоятельным, поскольку как следует из распоряжения №23 от 25.05.2021 заместителя начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области <ФИО4> в отношении Администрации МО «Барышский район» в соответствии с ранее утвержденным планом в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны назначена плановая выездная проверка с целью обеспечения выполнения требований законодательства РФ в области гражданской обороны. В указанном распоряжении обозначен срок - 20 рабочих дней, период начала и окончания проведения - с 31 мая 2021 года по 28 июня 2021 года, а также, кроме того, перечислены мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: 1) обследование (визуальный осмотр) используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, 2) рассмотрение документов.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся с целью соблюдения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; соответствия сведений, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности обязательным требованиям (статья 9 Закона N 294-ФЗ).

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не чаще, чем один раз в три года (часть 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ). Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ).

           

Порядок проведения плановой выездной проверки регулируется положениями ст. 12 Закона № 294-ФЗ, где указано, чтопредметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

При этом, ч. 4 ст. 12 Закона прямо указывает, что выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора),  обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Отклоняя доводы защитника Чумбуридзе И.Г. о допущенных административным органом нарушениях требований Закона № 294-ФЗ при проведении плановой выездной проверки, мировой судья исходит из того, что в силу части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен юридическим лицом, в орган государственного контроля (надзора), или иным доступным способом.

Закрепление в Законе № 294-ФЗ четких сроков проведения проверок обеспечивает соблюдение законных прав проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферах контроля и надзора, а также служит гарантией недопущения нарушения прав хозяйствующих субъектов.

В судебном заседании объективно установлено, что в рамках проведения плановой выездной проверки по соблюдению обязательных (установленных) требований в области гражданской обороны в отношении Администрации МО «Барышский район» Ульяновской области 2 июня 2021 года уполномоченным должностным лицом - старшим инспектором отделения надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТотЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области <ФИО1> на электронную почту Администрации направлена копия распоряжения №23 от 25.05.2021. С целью непосредственной проверки: обследование (визуальный осмотр) и рассмотрение документов он лично выезжал в г. Барыш - 23 июня 2021 года. При начале проведения проверки присутствовал представитель Администрации <ФИО3>, уполномоченный на то соответствующей доверенностью №3021 от 23 июня 2021 года, о чем имеется запись на копии распоряжения. При этом, последующее внесение изменений в Акт проверки и Предписание в части уточнения даты начала проведенной проверки - 23 июня 2021 года, объективно подтвержденное материалами дела, не повлекло нарушение прав юридического лица и его законного представителя.

Из письма начальника отделения надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТСЧ УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Ульяновской области <ФИО6> от 07.09.2021 года следует, что содержащаяся в акте проверки дата ее начала (2 июня 2021 года) является опиской, проверочные мероприятия фактически проведены в период с 23 по 28 июня 2021 года, о чем свидетельствуют представленные копии документов: доверенности на имя <ФИО3> от 23.06.2021, штампа Администрации о заверении представленных в ходе проверки документов от 23.06.2021 с отметкой о принятии их <ФИО1>, а также путевой лист служебного автомобиля. Из материалов дела следует, что ранее 23 июня 2021 года мероприятия по контролю не проводились.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 названного Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

Между тем, указанные нормы Закона не содержат запрета на изменение даты начала проверки в пределах установленных распоряжением сроков.

Согласно положениям пунктов 1, 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относятся нарушения требований, в том числе предусмотренных частью 12 ст. 9 указанного Закона.

Между тем, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае административным органом не было допущено каких бы то ни было грубых нарушений, перечисленных в ст. 20 Закона № 294-ФЗ, влекущих нарушение прав юридического лица при проведении проверки, поскольку с момента получения Администрацией МО «Барышский район» копии распоряжения о проведении проверки - 2 июня 2021 года до фактического начала ее проведения, связанного с приездом ст.инспектора <ФИО1> в Администрацию - 23 июня 2021 года, промежуток времени составил свыше 3-х рабочих дней, как того и требует ч. 12 ст. 9 Федерального закона.

Акт проверки составлен уполномоченным должностным лицом, в ходе проведения проверки участвовал представитель администрации, а выводы, изложенные в акте, сделаны на основании фактических данных, подтверждённых письменными документами.

Вопреки мнению защитника Чумбуридзе И.Г. протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, содержит конкретное указание на место совершения указанного правонарушения - «Барышский район» в целом, поскольку Земляничненское, Живайкинское и Малохомутерское сельские поселения образуют территорию названного района, в протоколе содержится конкретное описание каждого вмененного пункта нарушений со ссылкой на их нормативное регулирование, а также указано, что Терентьев А.В. привлекается к административной ответственности, поскольку является должностным лицом и занимает должность Главы администрации.

Все доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнения в виновности Терентьева А.В. в совершении указанного административного правонарушения.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в бездействии Терентьева А.В. как Главы Администрации МО «Барышский район» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ - невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения.

При назначении административного наказания Терентьеву А.В. суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, и все обстоятельства дела.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Терентьева А.В., судом по материалам дела не установлено.

С учетом всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи для должностных лиц.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 («О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вопреки доводам защитника Администрации Чумбуридзе И.Г. характер выявленного нарушения требований в области гражданской обороны в настоящем случае не позволяет оценить его, как малозначительный, оснований для освобождения Терентьева А.В. как Главы Администрации МО «Барышский район» от ответственности, с объявлением устного замечания, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Главу администрации МО «Барышский район» ТЕРЕНТЬЕВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч. 1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5000  (пять тысяч) рублей.

Главный администратор (администратор) доходов бюджета, осуществляющий бюджетные полномочия в части администрирования штрафов, наложенных мировыми судьями: Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области, почтовый адрес: 432017, г. Ульяновск, ул. Спасская, 8-460.

           Реквизиты для перечисления административного штрафа:

           Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области, л/с 04682209190), ИНН 7325025917, КПП 732501001, номер счета получателя средств 40102810645370000061, банк получателя средств: Отделение Ульяновск г. Ульяновск, БИК банка получателя средств 017308101, казначейский счет 03100643000000016800, КБК 239 1 16 01203 01 0007140, ОКТМО 73604000.

После оплаты штрафа квитанцию необходимо представить в суд.

Неуплата штрафа в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью первой статьи 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано через мирового судью в Барышский городской суд Ульяновской области в течение десяти суток со дня получения его копии.

Мировой судья                                                                                                        А.В. Пайгильдина

5-218/2021

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о назначении административного наказания (Обжаловано)
Ответчики
Терентьев Алексей Владимирович
Суд
Судебный участок № 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области
Судья
Пайгильдина Анна Владимировна
Статьи

ст. 20.7 ч. 1

Дело на странице суда
1barrn.uln.msudrf.ru
24.08.2021Рассмотрение дела
04.02.2022Обращение к исполнению
27.09.2021Окончание производства
10.01.2022Сдача в архив
08.09.2021
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее