Решение по делу № 5-514/2015 от 17.12.2015

Дело № 5-515/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 декабря 2015 года                                                                                                            с. Белозерское

Мировой судья судебного участка № 2 Белозерского судебного района Курганской области Самаева А.А. (Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Советская, 38), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

Киселевой О.В., родившейся <ДАТА2> в <АДРЕС>, проживающей по <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧИНО> МКДОУ «Белозерский детский сад № 1», сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не имеется,

 

УСТАНОВИЛ:

<ДАТА3> при проведении прокуратурой Белозерского района Курганской области проверки, установлено, что <ОБЕЗЛИЧИНО> расположенного по адресу: <АДРЕС>, осуществляется образовательная деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

На рассмотрение дела Киселева О.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялась надлежащим образом. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья рассматривает дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, по имеющимся в деле материалам, поскольку в деле имеются сведения об его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела от него на день его рассмотрения не поступало. Ранее в ходе рассмотрения дела Киселева О.В. с протоколом об административном правонарушении согласилась. При этом пояснила, что ею предпринимаются меры для получения лицензии, которую не могут выдать, поскольку необходимо выполнение всех предписаний надзорных органов. Детский сад функционирует без лицензии ввиду отсутствия положительного заключения от Роспотребнадзора, поскольку игровые прогулочные площадки не оборудованы теневыми навесами, отсутствуют огораживающие устройства на отопительных приборах, не оборудован медицинский блок. Устранение данных недостатков невозможно из-за отсутствия денежных средств. Ею неоднократно направлялись заявки в отдел образования для устранения нарушений, препятствующих получению лицензии, приостановить осуществления образовательной деятельности в детском саду она не вправе, напротив, в соответствии с должностной инструкцией она обязана обеспечивать осуществление образовательной деятельности. Также подтвердила то, что действительно детский сад осуществляет деятельность без лицензии.

Помощник прокурора Белозерского района Курганской области Иванов А.С. указал на наличие в действиях Киселевой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Просил о назначении административного наказания в виде предупреждения.

Изучив письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей <ФИО1>, <ФИО2> суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данная норма является бланкетной, корреспондирует к положениям иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в области лицензирования.

Частью 1 и 2 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Пунктом 18 статьи 2 указанного Закона установлено, что образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обязательное лицензирование образовательной деятельности учреждений для детей. Получение лицензии во всех случаях должно предшествовать началу осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с п. 1.2 Устава МКДОУ «Белозерский детский сад № 1», утвержденного Постановлением Администрации Белозерского района Курганской области <НОМЕР> от <ДАТА6>, МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» (далее Учреждение) является Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением. При этом, в соответствии с п. 2.6 данного Устава, право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у данного Учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Из материалов дела усматривается, что МКДОУ «Белозерский детский сад № 1», <ОБЕЗЛИЧИНО> которого является Киселева О.В., осуществляло образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без наличия соответствующей лицензии.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; сведениями Отдела образования Администрации Белозерского района Курганской области от <ДАТА7> <НОМЕР>, пояснениями <ОБЕЗЛИЧИНО> Киселевой О.В., учебными планами на 2015-2016 гг.

Вместе с тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностным лицом в этом кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно приказу МУ Отдела народного образования Администрации Белозерского района от <ДАТА8> <НОМЕР> с <ДАТА9> <ОБЕЗЛИЧИНО> МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» является Киселева О.В.

В соответствии с должностной инструкцией <ОБЕЗЛИЧИНО> <НОМЕР>, утвержденной <ДАТА10> начальником МУ ОНО Администрации Белозерского района Курганской области, <ОБЕЗЛИЧИНО> Учреждением осуществляет руководство учреждением в соответствии с его Уставом и законодательством Российской Федерации (п. 1 главы 2).

В силу с п. 1.1 Устава Учреждение создано в целях реализации права граждан на дошкольное образование, гарантии его бесплатности и общедоступности.

Согласно п. 3.1 Устава Учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

При этом в соответствии с указанной выше должностной инструкцией <НОМЕР> <ОБЕЗЛИЧИНО> Учреждением обязана обеспечить системную образовательную (учебно-воспитательную) работу Учреждения (п. 2 главы 2). Согласно п. 4 главы 2 должностной инструкции Киселева О.В. планирует и организует, в том числе и образовательную работу Учреждения. Пунктом 1 главы 4 названной должностной инструкцией предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных указанной должностной инструкцией, <ОБЕЗЛИЧИНО> несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

Согласно п. 2 главы 3 должностной инструкции заведующего Киселева О.В. вправе принимать любые управленческие решения, касающиеся деятельности ДОУ.

Однако вопросы реорганизации и ликвидации Учреждения отнесены к компетенции учредителя - Администрации Белозерского района Курганской области, полномочия которого осуществляет Отдел образования Администрации Белозерского района Курганской области (пп. «г», «д» п. 5.3, п. 1.3 Устава Учреждения). Кроме того, Учреждение может быть ликвидировано по решению суда, в том числе в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям (п. 8.1 Устава Учреждения).

Изложенное свидетельствует, что, являясь <ОБЕЗЛИЧИНО> МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» Киселева О.В. обязана обеспечить образовательную деятельность учреждения, при этом принимать решения о ликвидации Учреждения, либо его реорганизации она не вправе. Данные обстоятельства подтверждаются копией Устава МКДОУ «Белозерский детский сад № 1», утвержденного Постановлением Администрации Белозерского района Курганской области <НОМЕР> от <ДАТА6>, должностной инструкцией <ОБЕЗЛИЧИНО> <НОМЕР>, утвержденной <ДАТА10> начальником МУ ОНО Администрации Белозерского района Курганской области, а также показаниями свидетеля <ФИО2>

МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» не имеет в настоящее время и не имело ранее лицензии, дающей право на осуществление образовательной деятельности. При этом, по мнению суда, должностным лицом Киселевой О.В. приняты все необходимые зависящие от нее меры по получению лицензии.

Так согласно поступившему ответу Главного управления образования Курганской области <НОМЕР> от <ДАТА11> заявление о предоставлении лицензии на осуществление образовательной, деятельности и документы МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» представлены в Главное управление образования Курганской области <ДАТА12> <ДАТА13> <ОБЕЗЛИЧИНО> МКДОУ «Белозерский детский сад» Киселевой О.В. вручено уведомление <НОМЕР> о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений. А именно в заявлении и справке о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам не указаны реквизиты заключения, выданного органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор и реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии. <ДАТА11> в виду непредставления в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов <ОБЕЗЛИЧИНО> МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» Киселевой О.В. вручено уведомление <НОМЕР> о возврате ранее представленного заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Из поступивших сведений территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерских районах от <ДАТА14> <НОМЕР> специалистами отдела в 2014 году проводилась плановая и в 2015 внеплановая выездные проверки Учреждения, в ходе которых выявлены нарушения требования СанПиН 2.4.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», для получения заключения о соответствии требованиям СанПин МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» не обращалось.

Вместе с тем, из содержания представленного акта проверки от <ДАТА15> <НОМЕР> следует, при проведении плановой выездной проверки Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Белозерский детский сад № 1», выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. В том числе: функционирование МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» осуществляется при отсутствии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и санитарным правилам; в зоне игровой территории не оборудованы индивидуальные игровые площадки с теневыми навесами для подготовительной <НОМЕР> и старшей групп; отопительные приборы в раздевальной, групповой, спальной и туалетной всех 6 групповых ячеек не имеют ограждающих устройств.

Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что должностное лицо Киселева О.В. своевременно информировало распорядителя финансовых средств - Отдел образования Администрации Белозерского района Курганской области о выявленных нарушениях и необходимости финансирования их устранения, о чем свидетельствуют предоставленные заявки от <ДАТА16>, <ДАТА17>, <ДАТА18>, <ДАТА19>, <ДАТА20>, <ДАТА21>, <ДАТА22>, <ДАТА23>, а также пояснения свидетеля <ФИО1>

Кроме того, согласно сведениям об исполнении решения суда от <ДАТА24> <НОМЕР> следует, что на основании исполнительного листа <НОМЕР>-463/2014 от <ДАТА25>, выданного Белозерским районным судом Курганской области, на МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» возложена обязанность привести детский сад в соответствие с требованиями санитарного законодательства РФ. А именно: получить заключение, подтверждающее соответствие дошкольной образовательной организации санитарному законодательству и санитарным правилам; в зоне игровой территории оборудовать индивидуальные игровые площадки для подготовительной группы <НОМЕР> и старшей группы, установить на их территории теневые навесы для защиты от солнца и осадков из расчета 1 кв.м на одного ребенка; оборудовать ограждающими  устройствами  отопительные приборы  в  раздевальной, групповой, спальной и туалетной всех 6 групповых ячеек, выполненными из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. При этом учредитель Учреждения неоднократно уведомлен о необходимости привести детский сад в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, о чем свидетельствуют приложенные копии заявок (за период с <ДАТА26> по <ДАТА27>) на имя начальника Отдела образования.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Киселева О.В., являясь <ОБЕЗЛИЧИНО> МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» приняла все зависящие от нее меры для получения лицензии, дающей право на осуществление образовательной деятельности, а именно собственник имущества Учреждения был проинформирован о необходимости финансирования проведения указанных выше работ.

Однако получение лицензии обусловлено наличием положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Курганской области. Между тем, получение положительного заключения обусловлено проведением ремонта помещений здания образовательного учреждения, который осуществляется за счет средств бюджета учредителя Администрации Белозерского района Курганской области, учитывая положения п. 7.3 Устава МКДОУ «Белозерский детский сад № 1», утвержденного Постановлением Администрации Белозерского района Курганской области <НОМЕР> от <ДАТА6> и п. 6.3 Устава МКДОУ «Белозерский детский сад № 1», утвержденного Постановлением Администрации Белозерского района Курганской области <НОМЕР> от <ДАТА28>

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА29> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность по доказыванию виновности в силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях возложена на административный орган.

Поскольку, фактов ненадлежащего исполнения <ОБЕЗЛИЧИНО> Киселевой О.В. возложенных на нее должностных обязанностей, связанных с принятием срочных мер к получению лицензии на право осуществления образовательной деятельности, в целях своевременного обеспечения лицензирование образовательной деятельности МКДОУ «Белозерский детский сад № 1» не установлено, вины должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не усматривается.

Учитывая изложенное, оснований полагать в действиях должностного лица Киселевой О.В. наличие состава административного правонарушения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Киселевой О.В. ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.

Копию постановления вручить Киселевой О.В. и направить прокурору Белозерского района Курганской области. 

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Белозерский районный суд Курганской области путем подачи жалобы через мирового судью.

Мировой судья                                                                                                                         А.А. Самаева