Дело № 2-902/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2014 г. г. Барнаул
Мировой судья судебного участка №6 Ленинского района г. Барнаула Е.В. Душаткина,
при секретаре Евсеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Тараканова Г.Д. к Управлениюсоциальной защиты населения по городу Барнаулу о взыскании недополученной суммы компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальной услуги «отопление»,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Октябрьского района г. Барнаула обратился в суд в интересах Тараканова Г.Д. к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу с иском о взыскании с Управления социальной защиты населения городу Барнаулу в пользу Тараканова Г.Д. недополученной суммы компенсации расходов по оплате за «отопление» за период с «дата1» по «дата2» в размере ******
В обоснование иска прокурором указано на то, что Тараканов Г.Д. является ветераном труда, обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» и Законом Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Статьей 2 Закона № 156-ЗС предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, которым осуществляется и ее выплата. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. В отношении Тараканова Г.Д. прокурор рассчитал сумму компенсации по оплате за отопление, которая должна была быть предоставлена истцу за спорный период, сравнив с фактически выплаченными суммами названной компенсации, установил, что фактически Тараканов Г.Д. получил компенсацию за спорный период в размере меньшем, чем положено по закону. Разница, согласно расчету прокурора, составила ******. Считая незаконными действия Управления социальной защиты населения по назначению и выплате истцу компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопление, исходя из льготной площади жилья, прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Тараканова Г.Д. недополученную сумму компенсации в указанном выше размере.
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Г. на удовлетворении иска настаивала по тем же доводам и основаниям, изложенным в письменном виде.
Материальный истец Тараканов Г.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Третьи лица Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также ** «******», извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Тараканов Г.Д. является ветераном труда, проживает в жилом помещении, расположенном по «адрес1» * доли которого принадлежат Тараканову Г.Д. на праве собственности. Собственником оставшейся *** доли данной квартиры является Т. В данной квартире в спорный период истец проживал совместно с Т. В соответствии с действующим законодательством истец имеет право на получение компенсации расходов на оплату коммунальнойуслуги «отопление».
Исходя из данных лицевого счета льготополучателя Тараканова Г.Д., а также информации, занесенной в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», размеры компенсации, выплачиваемой ответчиком истцу с «дата3»не равны * % размера оплаты за отопление, а выплачивались в пределах льготной площади равной * кв.м.
Такой расчет компенсации не основан на действовавшем в спорный период законодательстве и является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст.3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, включая тепловую энергию.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 4 Закона).
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила), продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.
В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации- поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37, 38 Правил).
В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил).
В спорный период в Алтайском крае отсутствовал какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате за отопление данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.
Анализ вышеуказанных положений указывает на то, что применение к расчетам по компенсации льготной площади в указанный период действующим в указанный период законодательством предусмотрен не был, соответственно, включение органом социальной защиты населения в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» сведений о льготной площади жилого помещения необоснованно. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, являются незаконными действия ответчика Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу в части назначения и выплаты Тараканову Г.Д. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги «отопление» в спорный период исходя из льготной площади жилья. Так как назначение и выплата компенсации расходов по отоплению Тараканову Г.Д. производится Управлением социальной защиты населения по г. Барнаулу, названный орган и является надлежащим ответчиком по делу.
С учетом установленного нарушения права Тараканова Г.Д. на получение компенсации расходов по оплате коммунальной услуги «отопление» исходя из платежа за отопление, фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, обоснованными являются требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу истца суммы недополученной компенсации расходов.
При определении размера платежа, из которого надлежит рассчитывать компенсацию истцу, суд исходит из следующего. Квартира, в которой проживает истец, принадлежит ему на праве собственности в размере * ее доли, в течение всего спорного периода. На истце как на собственнике лежала обязанность по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Долевым собственником указанной квартиры является также Т. (* доля в праве собственности на квартиру). Указанные лица зарегистрированы и фактически проживали в данном жилом помещении в спорный период. С учетом изложенного, размер платы рассчитывается исходя из 2 человек, пропорционально доле каждого.
По смыслу ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, ст. 249 и ст. 325 Гражданского кодекса РФ, собственник жилого помещения, а также члены его семьи, проживающие в жилом помещении, несут равную обязанность по содержанию жилого помещения, по оплате за отопление. В то же время компенсация должна предоставляться в той части, которая приходится на долю ветерана.
Таким образом, в спорный период компенсация расходов по отоплению истцу должна исчисляться из платежа, который обязан вносить именно Тараканов Г.Д. как собственник 1/3 долей в праве собственности на квартиру, и рассчитывается следующим образом: платеж за отопление, фактически оплаченный за месяц, предшествующий месяцу определенияденежного эквивалента, разделить на 3 (для получения размера оплаты, из которого предоставляется компенсация истцу, исходя из доли в праве собственности), полученный результат поделить на 2 (для получения 50 процентов); отняв от полученного числа размер выплаченной фактически компенсации, суд получает размер подлежащей выплате, но не выплаченной суммы компенсации. При этом, суд принимает данные норматива потребления по отоплению, рассчитываемые применительно к общей площади жилого помещения, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права - *** кв.м.: с «дата5». - *** руб. (* х ** х **); с «дата6». - *** руб. (* х * х *); с «дата7». - ***. (* х * х *).
Учитывая приведенный выше способ расчета компенсации расходов по оплате отопления, такая компенсация за спорный период составляет следующее значение:*****
При указанных обстоятельствах, размер компенсации, полагающийся на долю Тараканова Г.Д. как собственника * доли жилого помещения, рассчитан Управлением социальной защиты населения за указанный период без учета юридически значимых обстоятельств, фактически оказался в больше размере, чем ему полагается по закону. Соответственно, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. К таким органам относится Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истца, соответственно, государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, в доход местного бюджета взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №6 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░