Дело № 2А-6367/2016 Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2016 г. Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Прилепиной С.А., при секретаре Колосуниной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудрявцева С.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцев С.М. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности.
В обоснование административного иска указано, что истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***. Земельный участок, на котором расположена часть его дома, в его единоличной собственности, кадастровый номер ***. В *** истец и сособственник жилого дома заключили и сдали на государственную регистрацию соглашение о реальном разделе жилого дома и прекращении права общей долевой собственности. ***г. регистрирующий орган принял решение о приостановлении государственной регистрации, в уведомлении требует предоставить разрешительные документы, либо документы, подтверждающие, что на проведение работ, в результате которых изменились технические характеристики объекта недвижимости, не требуется выдача указанных документов. Однако, никаких работ по изменению технических характеристик дома не проводилось, дом инвентаризовался ЕМУП БТИ г. Екатеринбурга в *** как жилой дом, состоящий из двух изолированных частей, имеющих отдельный вход/выход. На государственную регистрацию предоставлены кадастровые паспорта объекта недвижимости с кадастровыми номерами *** (жилой дом), *** (часть дома № 1), *** (часть дома № 2). После возобновления государственной регистрации *** регистрирующий орган повторно приостановил государственную регистрацию, направив запрос в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с просьбой предоставить информацию о том, выдавалось ли разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости; требуется ли выдача разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта. Истцом никаких работ по реконструкции жилого дома не проводилось, действия по приостановлению государственной регистрации являются необоснованными и несоответствующими закону. Из кадастровых паспортов видно, что каждый объект, сформированный в результате раздела, находится в пользовании его собственника, используется по прямому назначению, а именно, для целей проживания, соответствует признакам жилого помещения. Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимого имущества (разрешения на строительство) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации права на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконными и необоснованными действия Управления Росреестра по Свердловской области в отказе государственной регистрации права; возложить на Управление Росреестра по Свердловской области обязанность осуществить регистрацию права собственности на изолированную часть жилого дома с отдельным выходом/вдохом, общей площадью <***>., с кадастровым номером ***, на имя Кудрявцева С.М.
Административный истец Кудрявцев С.М. и его представитель Воронов В.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок, причины неявки суду не известны.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Свердловской области Абрамова М.Ю. возражала против заявленных требований. Предоставила суду отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что в ходе проведения правовой экспертизы установлено следующее. На государственную регистрацию представлено соглашение о реальном разделе жилого дома и прекращения права общей долевой собственности от ***, заключенное между А и Кудрявцевым С.М. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ***, Кудрявцеву С.М. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом, назначение жилое, площадь <***> расположенный по адресу: ***. Согласно кадастровому паспорту от ***, хранящемуся в архиве правоустанавливающих документов в Управлении Росреестра, изначально объект ставился на технический учет как индивидуальный жилой дом, на плане не имеется перегородки между двумя частями дома. Согласно кадастровому паспорту от *** ***, в особых отметках указано, что в соответствии с действующим законодательством постановка на государственный учет объекта учета - часть жилого дома не предусмотрена. Вместе с тем, согласно документам, представленным в орган кадастрового учета, квартира фактически является частью жилого дома. Согласно представленному плану появилась перегородка, разделяющая жилой дома на две части. Согласно сведениям ЕГРП земельный участок с кадастровым номером *** имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Учитывая вид разрешенного использования земельного участка, на нем допустимо возводить одноквартирный жилой дом с количество этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. Согласно ответчику из Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрация г. Екатеринбурга разрешение на реконструкцию указанного объекта не выдавала. Согласно ответу на запрос из Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не поступало от застройщика. Иных документов, подтверждающих основание проведения государственной регистрации права собственности в течение срока регистрации представлено не было. Таким образом, отказано в государственной регистрации права собственности, так как не представлены документы, необходимые для государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя административного ответчика, судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно п.5 ст. 8.1 ГК РФ уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Судом установлено, что *** в Управление Росреестра по Свердловской области обратился Кудрявцев С.М. с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: квартира, назначение: жилое, площадь: общая <***> адрес: ***, кадастровый (условный) номер ***.
На государственную регистрацию представлено соглашение о реальном разделе жилого дома и прекращения права общей долевой собственности от ***, заключенное между А и Кудрявцевым С.М. Стороны договорились о разделении жилого дома площадью <***>., этажность 1 этаж, состоящий из основного строения (Литер А, А1), с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, на два отдельных помещения: - изолированная часть дома с отдельным входом, общей площадью <***> квартира 1, расположенная по адресу: ***; - изолированная часть дома с отдельным входом, общей площадь. <***>, квартира 2, расположенная по адресу: ***.
Согласно Свидетельству о праве на наследство по закону от ***, зарегистрированному в БТИ в реестре (инвентарное дело *** от ***) Кудрявцеву С.М. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – жилой дома, назначение: жилое, площадь: общая <***>., расположенный по адресу: ***.
*** государственная регистрация прав на недвижимое имущество по заявлению Кудрявцева С.М.была приостановлена (уведомление ***), а *** в государственной регистрации отказано (сообщение ***) по причине отсутствия всех необходимых для регистрации документов, а именно, разрешительных документов для проведения реконструкции объекта недвижимого имущества.
Согласно ч.1, 2 ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч. 1, 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет пакет документов, установленных законом.
В соответствии с п.14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ единственным документом, подтверждающим факт создания объекта, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п.2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с ч.1 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Согласно ч.4 ст. 25,3 Закона о регистрации документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.
Из положений ч.3 ст. 48 и ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса следует, что объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Жилым помещением, в соответствии с п.2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, судом установлено, что заявленный объект недвижимого имущества – квартира с кадастровым номером ***, не является объектом индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, на государственную регистрацию не представлены разрешительные документы на реконструкцию (перепланировку) объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ***
Согласно кадастровому плану от ***, хранящемуся в архиве правоустанавливающих документов в Управлении Росреестра по Свердловской области, изначально объект ставился на технический учет как индивидуальный жилой дом, на плане видно, что не имеется перегородки между двумя частями дома.
В кадастровом паспорте от *** *** в особых отметках указано, что в соответствии с действующим законодательством постановка на государственный учет объекта учета – часть жилого дома не предусмотрена. Вместе с тем, согласно документам, представленным в орган кадастрового учета, квартира фактически является частью жилого дома.
На представленном плане появилась перегородка, разделяющая жилой дом на две части.
Согласно ответу Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации *** *** от ***, разрешение на реконструкцию спорного объекта по адресу: ***, общей площадью <***> Администрацией г. Екатеринбурга не выдавалось.
Из ответа на запрос из Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области *** от *** заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от застройщика не поступало.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по Свердловской области имелись законные основания для приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в виде изолированной части жилого дома с отдельным вдохом/выходом, общей площадью <***>., с кадастровым номером *** за Кудрявцевым С.М.
Соответственно, административные исковые требования Кудрявцева С.М. к Управлению Росреестра по Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности на изолированную часть жилого дома с отдельным выходом/входом, общей площадью <***> по адресу: ***, с кадастровым номером ***, на имя Кудрявцева С.М. являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кудрявцева С.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности на изолированную часть жилого дома с отдельным выходом/входом, общей площадью <***> по адресу: ***, с кадастровым номером ***, на имя Кудрявцева С.М. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Прилепина