Решение по делу № 5-125/2021 от 25.02.2021

Дело № 5-125/2021

УИД 64MS0116-01-2021-000832-97

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 февраля 2021 года                                                                                                    г. Саратов<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка № 1 Фрунзенского района г. <АДРЕС> Павлова Ю.В.,

рассмотрев в г. Саратове, ул. Емлютина, д. 39/45, пом. 407 административный материал в отношении Демьянова <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <АДРЕС> рождения, уроженца г. <АДРЕС>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

25 февраля 2021 года в отношении Демьянова О.В. составлен протокол <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, согласно которому 15 декабря 2020 года в 15 час. 00 мин. у д. 206, по ул. Шелковичная г. Саратова, незаконно употребил наркотическое средство без назначения врача.

25 февраля 2021 года указанный административный материал поступил на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова.

Изучив материалы дела, мировой судья пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 названного Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (статья 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Фактические обстоятельства должны подтверждаться собранными по делу доказательствами, подлежащими оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения предполагает доказывание его вины.

К протоколу, приложено заключение специалиста № 725 от 17 декабря 2020 года, согласно которому в биологическом объекте (моче) у Демьянова О.В. были обнаружены метаболиты растительного каннабиоида (Tetrahydrocannabinola-M), относящиеся в соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681, к наркотическим средствам.

Согласно ст. 40 ФЗ № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

К протоколу об административном правонарушении в отношении Демьянова О.В. протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не приложен, равно как не приложен и акт освидетельствования на состояние опьянения.

Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) установлен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н (далее - Порядок).

В силу пункта 5 Порядка медицинское освидетельствование проводится, в том числе в отношении лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения. При этом, медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Согласно пункту 8 Порядка в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящему приказу (далее - Акт).

В соответствии с пунктом 9 Порядка в рамках проведения медицинского освидетельствования врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку (далее - клинические признаки опьянения).

При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпунктах 2 - 10 пункта 5 Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение (абзац второй пункта 12 Порядка).

Пунктом 13 Порядка установлено, что направление на химико-токсикологические исследования (учетная форма N 452/у-06) заполняется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ". Должностным лицам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 5 Порядка, выдается заверенная печатью медицинской организации и подписью врача-специалиста (фельдшера), проводящего медицинское освидетельствование, справка произвольной формы, в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Копия указанной справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю).

Согласно пункту 17 Порядка медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2 - 10 пункта 5 Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

В материалы дела представлено заключение специалиста № 725 от 17 декабря 2020 года, согласно которому при химико-токсикологическом исследовании мочи Демьянова О.В. обнаружены метаболиты растительного каннабиоида (Tetrahydrocannabinola-M). Вместе с тем, в материалах дела отсутствует акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в связи с чем по представленным материалам не представляется возможным установить, проводилось ли в отношении Демьянова О.В. медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с требованиями названного выше Порядка, соблюден ли порядок и процедура проведения в отношении Демьянова О.В. медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом к протоколу не приложена копия протокола о направлении на освидетельствование Демьянова О.В. и актаосвидетельствования.

Кроме того, из рапорта старшего оперуполномоченного ОНК УМВД России по г. Саратову следует, что 15 декабря 2020 года сотрудниками УНК ГУ МВД России по Саратовской области у д. 6 по 1-му Тульскому проезду г Саратова был задержан гр. Демьянов О.В. с целью установления наркотического опьянения данный гражданин был направлен для прохождения медицинского освидетельствования в ГУЗ «<АДРЕС>». Факт потребления Демьяновым О.В. наркотических веществ подтверждается заключением специалиста № 725 от 17.12.2020 года.

Таким образом, из материалов, приложенных к протоколу, следует, что в момент его задержания у УНК возникли подозрения о нахождении Демьянова О.В. в состоянии опьянения, после чего в установленном законом порядке Демьянов О.В. должно было быть предложено пройти медицинское освидетельствование, оформленное составлением протокола о направлении на медицинское освидетельствование.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 1649665 Демьянов О.В. употребил наркотические вещества находясь у д. 206 по ул. Шелковичная.

Таким образом в протоколе и материалах приложенных к нему имеются разночтения, не позволяющие суду однозначно определить территориальную подсудность места рассмотрения дела.

С учетом изложенного, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Согласно ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, с точки зрения полноты исследования события правонарушения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении в случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, с точки зрения полноты исследования события правонарушения.

Вышеизложенные недостатки не могут быть восполнены при рассмотрении дела и являются основанием для возвращения административного материала должностному лицу, составившему административный протокол, для устранения указанных недостатков и дальнейшего направления к компетентному мировому судье.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.4 ч.1 п.4,  29.12 КоАП РФ, мировой судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

административный материал в отношении Демьянова <ОБЕЗЛИЧЕНО> по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 6.9 КоАП РФ, возвратить лицу, составившему протокол, в связи с неполнотой представленных материалов для устранения указанных недостатков.

Мировой судья                                                                                <ФИО1>