Дело № 2- 812/ 2015РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2015 года. |
с. Калманка |
Мировой судья судебного участка Калманского района Алтайского края Шевелева Н.В.
при секретаре Розенгрин М.А.,
с участием помощника прокурора Калманского района Алтайского края Некрасовой Д.Л. представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Калманскому району- Черных О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калманского района в интересах педагога Лазаревой <ФИО1> к Управлению социальной защиты населения по Калманскому району Алтайского края о взыскании расходов по доставке твердого топлива, УСТАНОВИЛ:
<ДАТА2> прокурор Калманского района обратился в судебный участок Калманского района в интересах педагога Лазаревой Н.И. к Управлению социальной защиты населения по Калманскому району с исковыми заявлениями о взыскании расходов по доставке твердого топлива в пользу педагога <ФИО2> за 2014-2015 годы в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей <ОБЕЗЛИЧЕНО> коп, в обоснование иска ссылаясь на то , что вышеназванному педагогическому работнику Управлением социальной защиты населения по Калманскому району была произведена компенсация понесенных расходов по приобретению твердого топлива за 2014-2015г.г, но в компенсации понесенных расходов по доставке твердого топлива до жилого дома в вышеназванных суммах было отказано. Между тем, за доставку твердого топлива педагог фактически реально оплачивал суммы заявленные в иске, что отражено в соответствующих квитанциях .Полагает, что отказ в компенсации понесенных расходов по доставке твердого топлива до жилого дома педагогического работника является незаконным, данные действия ответчика нарушают права педагога на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренном федеральным законодательством. Указывает на то, что в результате педагогу причинен материальный вред, в связи с чем Управление социальной защиты населения по Калманскому району должно компенсировать в пользу педагога понесенные им в 2014-2015 годы фактические расходы по доставке твердого топлива от места покупки до места жительства .
В судебном заседании прокурор отказался от части исковых требований , а именно : от требований о взыскании расходов по доставке твердого топлива в пользу педагога Лазаревой Н.И. за 2014 год в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей <ОБЕЗЛИЧЕНО> коп по квитанции от <ДАТА3> , поскольку по данной квитанции ранее уже было вынесено решение мирового судьи от <ДАТА4>
В данной части производство по делу прекращено определением мирового судьи от <ДАТА5>
В остальной части исковых требований прокурор полностью поддержал свой иск , по изложенным в иске основаниям , дополнил, что считает неравным положение , когда одним педагогам через центральную сеть отопления бесплатно поставляется тепловая энергия, а в домах с печным отоплением педагоги вынуждены за личный счет оплачивать доставку топлива. Полагает, что педагогу должны быть возмещены полностью суммы за доставку, указанные в квитанциях , поскольку по Закону педагогам положена стопроцентная компенсация услуги отопления, вне зависимости от площади занимаемого ими жилого помещения. Просил взыскать в пользу педагога Лазаревой Н.И. <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей в счет компенсации расходов педагога по доставке твердого топлива за 2014-2015 годы.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Калманскому району Черных О.В., исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление в котором указано, что по мнению ответчика, транспортные услуги по доставке твердого топлива не относятся к коммунальным услугам. Законодательством Алтайского края не предусмотрено компенсирование транспортных услуг по доставке топлива. Кроме этого, представитель считает, что сумма компенсации по доставке дров педагогическому работнику рассчитана в исковом заявлении не верно, поскольку рассчитана без учета количества льготируемых кубических метров фактически приобретенного педагогом топлива.
Материальный истец Лазарева Н.И. и представитель третьего лица - Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, - в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании изложенного и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела , заслушав явившихся участников процесса , суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований истцов , по следующим основаниям :
В соответствии с ч.4. ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги .
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3. ч.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 ( в ред. от 12.11.2012) «Об образовании», - педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов , связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 № 439-ФЗ нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 настоящего Закона, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу названного Федерального закона.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» , - педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация).
Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо ( п.4 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС).
Расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер ( п.1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края",которые распространяют свое действие на правоотношения возникшие с 01.01.2012г , в пункте 2 определено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация ) предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Согласно п. 4. вышеназванного Постановления Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99 компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2011 № 169, от 21.06.2012 № 76 предельные максимальные цены на уголь, дрова установлены в рублях за одну тонну или один кубический метр топлива - плотный кубический метр. При этом в Решениях указано, что предельные максимальные цены установлены без учета затрат по доставке до покупателя.
Из системного толкования вышеуказанных нормативных актов следует, что как Закон РФ «Об образовании», так и Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС, не содержат каких-либо ограничений в предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате понесенных расходов связанных с приобретением твердого топлива для отопления жилья.
Таким образом , расходы по поставке твердого топлива в дома имеющие печное отопление педагогическому работнику проживающему в сельской местности должны компенсироваться органом соцзащиты.
При принятии решения по делу суд также отмечает, что порядок предоставления мер социальной поддержки , связанный с предоставлением жилья с отопление и освещением педагогическим работникам сельской местности, на котором настаивает орган соцзащиты и при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за отопление лишь частично и вынуждена нести транспортные расходы, ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением, что недопустимо.
Позиция ответчика ,изложенная в их письменных отзывах на иск ( о том, что расходы на доставку твердого топлива потребителям не подлежат компенсации) ,- не принимается судом во внимание , поскольку такая позиция основана на неправильном толковании норм Закона .
Фактические обстоятельства дела , изложенные прокурором в исковом заявлении в целом нашли свое подтверждение материалами дела. Так, материалами дела установлено, что истец Лазарева Н.И. имеет статус педагога и работает в МБОУ Кубанская СОШ , что подтверждено копией справки образовательного учреждения
Зарегистрирована и проживает истец в сельской местности , в квартире с печным отоплением по адресу : <АДРЕС>, общей площадью <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами личного дела получателя выплаты формируемых в органе соцзащиты , копией паспорта истца со штампом о регистрации , справками администрации сельсовета , не оспаривались сторонами и считаются судом установленными.
В 2014 -2015 годах педагогом <ФИО3>у индивидуального предпринимателя Калманского района <ФИО4> было приобретено твердое топливо : <ДАТА14> дрова 5 куб м. и <ДАТА15> дрова в размере 5 куб м . Факт заключения договоров купли- продажи твердого топлива педагогом подтвержден квитанциями продавца топлива от <ДАТА16> на и от <ДАТА17>
Полученные у продавца квитанции за топливо и за доставку топлива , педагог своевременно предоставлял в орган социальной защиты населения Калманского района , что подтверждается его заявлением на имя начальника управления социальной защиты населения по Калманскому району и квитанциями ИП .
Понесенные педагогом за 2014-215 годы расходы на приобретение твердого топлива были компенсированы им Управлением социальной защиты населения по Калманскому району.
Площадь занимаемых каждым из педагогов помещений была учтена в расчетах органа соцзащиты Калманского района и отражена в индивидуальных справках « О размере компенсации расходов на оплату твердого топлива педагогическим работникам» , хранящихся в личных делах льготников. Эти расчеты компенсации за твердое топливо произведенные органом соцзащиты - не оспаривались истцами.
То обстоятельство, что расходы истцов на доставкутвердого топлива (дров, угля) вообще не были компенсированы органом социальной защиты населения,- подтверждается содержанием справок о размере компенсации расходов на оплату твердого топлива педагогическим работникам , в которых отражен размер компенсации стоимости топлива.
Таким образом ,суд приходит к выводу , что педагогическому работнику Лазаревой Н.И. фактически понесенные им за 2014, 2015 г. расходы по доставке приобретенного твердого топлива в дом с печным отоплением, должны компенсироваться органом соцзащиты.
Решением Совета депутатов Калманскогого сельсовета Калманского района Алтайского края , определен норматив потребления твердого топлива (уголь, дрова) при печном отоплении и электрической энергии используемой для отопления жилого помещения, на территории сельсовета при печном отоплении для двух видов топлива - каменный уголь - 57,4 кг. и дрова - 0,052 куб.м. Для одного вида топлива - дрова - 0,210 куб.м.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2012 N 93 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (каменного угля, бурого угля, дров (в плотной массе) при наличии печного отопления на территории Алтайского края" с 01.01.2013 определен норматив потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива - дров (в плотной массе) при наличии печного отопления в отопительный период на Приобский равнинный природно-климатический район - 0,197. Годовой расход каменного угля на отопление жилого помещения - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Т.е. меры социальной поддержки ограничены нормативами , т.е. на определенную площадь помещения установлен определенный норматив расхода топлива. Педагогам органом соцзащиты производится 100-процентное возмещения услуг отопления на всю площадь занимаемого ими жилого помещения, но с учетом норматива потребления топлива на эту площадь .
Однако, в данном случае цена за доставку норматива топлива взималась фиксированная: за один рейс доставки дров,вне зависимости от количества перевозимого топлива, поэтому услуга доставки топлива не должна производиться пропорционально установленному нормативу потребления топлива.
Стоимость одного рейса доставки дров педагогу <ФИО3>.И. в январе 2015 года составила <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб , в апреле <ОБЕЗЛИЧЕНО> составила <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, что подтверждено платежными документами. С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым в полном объеме произвести компенсацию понесенных расходов по доставке твердого топлива в <ОБЕЗЛИЧЕНО> педагогу Лазаревой Н.И. в <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей.
Согласно статьям 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.
Суд полагает необходимым взыскать компенсацию вышеуказанных расходов по доставке топлива с Управления социальной защиты населения по Калманскому району Алтайского края, которого суд полагает надлежащим ответчиком , к нему же по существу и предъявлены требования истцов.
Так, согласно смысла п.5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99), - компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства педагога.
В соответствии с п.1,3 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС.( с изменениями от 27.12.2011г, вступившими в силу с 01.01.2012г), расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников в сельской местности , являются расходными обязательствами Алтайского края. Финансирование расходов производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Согласно п.п. 1.1 2.5.Положения об управлении социальной защиты населения по Калманскому району, - Управление социальной защиты населения по Калманскому району является подразделением органа исполнительной власти Алтайского края- Главного управления АК по социальной защите населения и осуществляет назначение , перерасчет, выплату мер социальной поддержки в случаях и порядке установленном законодательством РФ и АК , а также контроль за доставкой денежных выплат.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.<ОБЕЗЛИЧЕНО> Налогового кодекса Российской Федерации Управление социальной защиты населения по Калманскому району от уплаты государственной пошлины освобождено.Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, мировой судья,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. .,- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░1> ░░ <░░░░░░░░░░>-<░░░░░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░░░░░> <░░░░░░░░░░> ░░░.<░░░░░░░░░░> ░░░, - ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ .
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░