ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об ответственности за административное правонарушение
г.о. Тольятти, ул. Шлюзовая, 4 22.10.2015 года
Мировой судья судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области Гросул А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении <НОМЕР> года в отношении
ЮДИНОЙ <ФИО1>,
<ДАТА>,
о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении 14 <НОМЕР> от <ДАТА>, <ДАТА> в 11-30 час. установлено, что Юдина А.С., являясь должностным лицом допустила реализацию алкогольной продукции, - <ОБЕЗЛИЧЕНО>», объемом 20 л., крепостью 4,5 %, стоимостью 78 руб. за 1 литр, в торговом павильоне, расположенном по адресу г<АДРЕС>, без применения контрольно кассовой техники, чем нарушила требования ст. 2 ФЗ № 54 от 22.05.2003 года и п. 6 ст. 16 ФЗ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 года.
Действия Юдиной А.С. квалифицированы по ст. 14.16 ч.3 КоАП РФ, как нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Юдина А.С. в судебное заседание не явилась, ее представитель <ФИО2>, действующий на основании доверенности <НОМЕР> от <ДАТА> также не явился в судебное заседание, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ранее опрошенный в судебном заседании пояснил, что Юдина, являясь индивидуальным предпринимателем, в числе прочего, осуществляет деятельность по розничной продаже пива. Считает, что протокол в отношении его доверительницы составлен с превышением полномочий должностным лицом органов внутренних дел. Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, а не п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Как следует из протокола, существо совершенного правонарушения состоит в том, что ИП Юдина «допустила к реализации пиво... без применения контрольно-кассовой машины». Между тем, согласно Налоговому Кодексу РФ, при розничной реализации пива и пивных напитков магазины с торговым залом площадью 15 кв.м. предприниматель вправе платить единый налог на вмененный доход. Поскольку к «вмененным» видам деятельности относится розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м. (п.п. 6 п.2 ст. 346.26 НКРФ). ИП Юдина поставлена на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в ИФНС № 2 по Самарской области. Предприниматели, уплачивающие налог на вмененный доход вправе отказаться от применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, - товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денег за товар п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ. Указанная норма п. 2.1 ст. 2 закона № 54-ФЗ является общей. В случае розничной продажи налогоплательщиком алкогольной продукции, должна применяться специальная норма, содержащаяся в абз. 1 п. 6 ст. 16 закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: «Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидка, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.м., а также контрольно кассовую технику.». Однако, при составлении протокола об административном правонарушении не учтено исключение, содержащееся в указанной норме - абзаце 1 п. 6 ст. 16 закона № 171-ФЗ: «.. за исключением пива и пивных напитков, сидка, пуаре, медовухи…». Между тем, как следует из протокола, ИП Юдина торгует пивом и не продает иную алкогольную продукцию, право предпринимателя не применять контрольно-кассовую технику при продаже пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи упомянуто в абзаце 3 п. 6 ст. 16 указанного выше закона. Такой же вывод содержит письмо Росалкогольурегулирования от <ДАТА> <НОМЕР>. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В связи с изложенным, просил производство по делу в отношении ИП Юдиной о привлечении ее к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
<ФИО3>, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснил, что он является составителем протокола, считает его законным и обоснованным, поскольку в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Каких-либо исключений применения вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции ФЗ N 54-ФЗ не содержит. Пунктом 2 ст. 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. При этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться. Вместе с тем правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Согласно п. 5 ст. 16 данного ФЗ организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику. Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами РФ в установленном ими порядке с учетом положений ФЗ N 171 только организациям. В соответствии со ст. 26 данного закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 ФЗ N 171 то есть, в том числе розничная продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники. Кроме того, согласно разъяснений Минфина от 05.11.2014 года № АС-4-2/22638 налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае розничной продажи пива и пивных напитков обязаны применять контрольно-кассовую технику. Согласно п. 7 ст. 2 № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Таким образом, пиво является алкогольным напитком.
Выслушав представителя Юдиной, свидетеля, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что ИП Юдина А.С. допустила реализацию алкогольной продукции, - <ОБЕЗЛИЧЕНО>», объемом 20 л., крепостью 4,5 %, стоимостью 78 руб. за 1 литр, в торговом павильоне, расположенном по адресу г<АДРЕС>, без применения контрольно кассовой техники.
Часть 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п.п. 7 ст. 2 ФЗ от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту Закон) к алкогольной продукции относится пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции, которая подразделяется на такие виды, как этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино.
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 года N 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой составляет 1 год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.м., а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 года № 47 определено, что норма, указанная в абз. 1 р. 6 ст. 16 ФЗ-171, устанавливает особые требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем, является специальной по отношению к положениям ФЗ № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Поэтому в указанной сфере не подлежит применению норма п. 2.1. ст. 2 ФЗ-54, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Таким образом, налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае розничной продажи в городских поселениях пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, мировой судья приходит к выводу, что действия Юдиной правильно квалифицированы по ст. 14.16 ч.3 КоАП РФ, как нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности, личность лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие обстоятельств смягчающих наличие и отягчающих ответственность (в течении 2015 года Юдина более в пятый раз привлекается к ответственности по ст. 14.16 ч. 3 КоАП РФ), полагает необходимым назначить Юдиной наказание в виде максимального штрафа, предусмотренного санкцией ст. 14.16 ч.3 КоАП РФ для должностных лиц, с конфискацией, изъятой алкогольной продукцией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
ЮДИНУ <ФИО1> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.16 ч.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, с конфискацией алкогольной продукции <ОБЕЗЛИЧЕНО>» в количестве 10 пластиковых бутылок объемом 2 литра, находящихся на хранении в ОП № 23 (Комсомольский район) У МВД России по г. Тольятти.
Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа, в законную силу на расчетный счет 40101810200000010001, ИНН 6317021970, КПП 631601001, ОКТМО 36740000, БИК 043601001,КБК 18811608010016000140,Код администратора 287, Банк отделение Самара, УИН 18886315082870345985.
Разъяснить, что в случае неуплаты штрафа в 60-дневный срок, штраф будет взыскан в принудительном порядке; кроме того, неуплата штрафа в установленные сроки влечет административную ответственность по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в двукратном размере от суммы не оплаченного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Мировой судья: А.В Гросул