Решение по делу № 5-998/2021 от 09.04.2021

                                                                                                                                       дело № 5-998/2021

                                                                                                         УИД41MS0022-01-2021-001688-95

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

15 июня 2021 года                                                                          г. Елизово Камчатского края

      ул.40 лет Октября д.7а, каб.126

Мировой судья судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края Коваленко Марина Александровна, при секретаре Воронкиной И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении юридического лица - Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» (далее по тексту - МУП «КС»), юридический адрес: п. Вулканный Елизовского района Камчатского края, ул. Центральная, д. 1, ИНН 4105087091, ОГРН 1184101003052, КПП 410501001, дата регистрации юридического лица - 29.06.2018,

у с т а н о в и л:

МУП «КС», расположенное по адресу: п. Вулканный Елизовского района Камчатского края, улица Центральная, дом 1, являясь потребителем электроэнергии, поставляемой ПАО «Камчатскэнерго», после получения 18.06.2020 уведомления филиала ПАО «ДЭК» «Камчатэнергосбыт» о введении частичного ограничения режима потребления, в срок до 29.06.2020 не выполнены в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятия, обеспечивающие готовность к введению в отношении него полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Законный представитель юридического лица Белов в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился. Указал, что МУП «КС» находится в тяжелом финансовом состоянии, у предприятия имеется большая задолженность, в том числе перед ресурсоснабжающими организациями. План мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии предполагает установку независимых источников питания (дизель-генераторов), на что денег у предприятия нет, в связи с чем составление заведомо невыполнимого плана не имело смысла. О невозможности составления плана поставщику электроэнергии письменно не сообщали. 

Заслушав законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ установлена за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

МУП «КС» зарегистрировано в качестве юридического лица с 29.06.2018, с основным видом деятельности - сбор и обработка сточных вод, и осуществляет деятельность по адресу: п. Вулканный Елизовского района Камчатского края, улица Центральная, дом 1, с 20.04.2020 директором учреждения является Белов А.В. (л.д. 87-100, 119, 126-139).

Согласно ст. 2 Устава предметом и целью деятельности МУП «КС» является оказание услуг и выполнение работ, направленных на удовлетворение  общественных потребностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства, предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества, обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, предоставление других услуг и выполнение работ, получение прибыли.

Постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 6 от 22.01.2020, № 2 от 27.01.2021 МУП «КС» внесено в Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Камчатского края - производителей товаров, работ и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 и 2021 годы соответственно (л.д.101-118).  

Постановлениями администрации Вулканного городского поселения № 110 от 29.06.2018, № 148 от 13.08.2018 МУП «КС» на праве хозяйственного ведения переданы объекты водопроводно-канализационного хозяйства, расположенные в Вулканном городском поселении (л.д. 120-125).

09.08.2018 между МУП «КС» (потребитель) и ПАО «Камчатскэнерго» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения (л.д. 36-57). Из материалов дела также следует, что у МУП «КС» перед ПАО «Камчатскэнерго» имеется задолженность по оплате потребленной электрической энергии, которая по состоянию на 24.02.2021 составила 2 506 953 руб. 97 коп., что подтверждается сообщением ПАО «Камчатскэнерго» от 02.03.2021 (л.д. 31-35), решениями Арбитражного суда Камчатскогокрая (л.д. 58-69).

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее по тексту Правила).

Согласно п.2, п.п. «а» п. 4 Правил ограничение режима потребления может вводится по инициативе гарантирующего поставщика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения.

В силу п. 12 Правил инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе осуществлять контроль соблюдения потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного ограничения режима потребления. Указанный контроль осуществляется путем проведения проверок введенного ограничения режима потребления.

Согласно п. 16 Правил потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с п. 16 (1) Правил указанный потребитель, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони (п. 16 Правил).

Пунктом 2 Приложения к Правилам установлено, что к потребителям, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

18.06.2020 ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» (далее ПАО «ДЭК»), действующим в интересах ПАО «Камчатскэнерго» на основании доверенности, МУП «КС» вручено уведомление от 17.06.2020 о введении частичного ограничения и выполнения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии (л.д. 70-71). В уведомлении указывалось о необходимости:

- в срок до 29.06.2020 оплатить или реструктуризировать задолженность за потребленную электроэнергию;

- в случае неоплаты задолженности с 30.06.2020 самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии;

- в срок до 29.06.2020 представить в филиал ПАО «ДЭК» утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии;

- в срок до 29.06.2020 направить в адрес сетевой организации проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони;

- в случае не предоставления плана мероприятий в срок до 27.08.2020 установить за свой счет автономные источники питания, обеспечивающие безопасное функционирование объектов, без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети;

- после выполнения этих мероприятий направить гарантирующему поставщику уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии.

Из материалов дела также следует, что на момент направления уведомления в ПАО «Камчатскэнерго» отсутствовал акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения, заключенный МУП «КС» и ООО «41 Электрические сети» 27.03.2019. При  таких обстоятельствах, указанное уведомление гарантирующего поставщика ПАО «Камчатскэнерго» и требования в нем изложенные соответствуют вышеприведенным Правилам, в связи с чем подлежало исполнению МУП «КС».

Судом при рассмотрении дела также установлено, что МУП «КС» указанные в уведомлении мероприятия, обеспечивающие готовность к введению в отношении него полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления не выполнены, что следует из сообщения ПАО «ДЭК» о совершении административного правонарушения от 02.03.2021 в Дальневосточное управление Ростехнадзора (л.д. 31-35), актов проверки выполнения данных мероприятий, уведомления о проверке, сообщения ПАО «Камчатскэнерго» от 30.07.2020 на имя главы Вулканного городского поселения, от 11.09.2020 на имя ВрИО министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатскогокрая (л.д.72-82).

Так, согласно упомянутого сообщения ПАО «ДЭК» от 02.03.2021, в указанный в уведомлении срок задолженность потребителем не погашена, заявление на реструктуризацию задолженности, план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения электроэнергии потребителем в адрес ПАО «Камчатскэнерго» не представлены.

Не предоставление МУП «КС» гарантирующему поставщику ПАО «Камчатскэнерго» утвержденного плана утвержденного плана мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд считает, что дата совершения административном правонарушения указана надзорным органом в протоколе об административном правонарушении как 22.06.2020 неверно, поскольку ПАО «Камчатскэнерго» в уведомлении от 17.06.2020 установлен срок для предоставления плана мероприятий до 29.06.2020, в связи с чем последним днем для предоставления плана, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного суда РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2, являлось 28.06.2020, а датой совершения МУП «КС» административного правонарушения является 29.06.2020.

          В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех необходимых мер по соблюдению предусмотренных законодательством обязанностей об электроэнергетике, невозможности принятия данных мер, суду не представлено и в материалах дела не содержится.

Наличие финансовых затруднений у МУП «КС» для приобретения независимых источников питания, вопреки мнению законного представителя юридического лица, не освобождало его от обязанности по предоставлению плана мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения электроэнергии, целью составления которого является минимизация к экономических, экологических и социальных последствий в связи с введением ограничения электроснабжения. Кроме того, п. 16 (1) содержит императивное требование об установке за свой счет автономных источников питания в течение 2 месяцев после дня введения частичного ограничения режима потребления, в случае если в установленный срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 Правил. Уведомлением от 17.06.2020 также указано на необходимость установки автономных источников питания в срок до 27.08.2020 в случае не предоставления плана мероприятий. 

Оценив в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ исследованные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении доказательства, содержание которых приведено выше, суд приходит к выводу, что вина МУП «КС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ - невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, доказана.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ суд признает тяжелое финансовое состояние юридического лица.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.

Решая вопрос о размере наказания, суд учитывает характер и обстоятельства совершённого правонарушения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, влияние наказания на исправление лица, привлекаемого к административной ответственности, и, руководствуясь принципами справедливости, разумности, соразмерности наказания совершенному деянию, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, полагает необходимым назначить МУП «КС» наказание в виде штрафа в минимальном размере административного штрафа, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ для юридического лица.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вместе с тем имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица имеет факультативное значение и само по себе, в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, не может служить основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела. Исходя из обстоятельств совершения рассматриваемого правонарушения, которые выразились в полном игнорировании МУП «КС» вышеприведенных положений действующего законодательства, непринятии каких-либо мер к их соблюдению, принимая во внимание, что составление и предоставление инициатору введения ограничений плана мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления само по себе не требовало значительных финансовых затрат, составление данного плана не поставлено в зависимость от наличия возможности установки аварийных источников питания и направлено на предотвращение негативных последствий полного ограничения режима потребления, о наличии препятствий к составлению плана мероприятий в ПАО «Камчатскэнерго» и ПАО «ДЭК» «Камчатэнергосбыт» МУП «КС» не сообщало. Кроме того, объективную сторону вменяемого правонарушения образует невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, которые приведены в п. 16(1) Правил, а не отсутствие возможности приобретения автономных источников питания. При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для применения положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11  КоАП РФ, мировой судья

п о с т а н о в и л :

юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Разъяснитьюридическому лицу, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Информация о получателе административного штрафа:

УФК по Камчатскому краю (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, л/сч 04382009020) ИНН 4101128815; КПП 410101001; КБК 83411601093019000140; ОКТМО 30607000; Банк получателя: Отделение Петропавловск-Камчатский расчетный счет 40102810945370000031, корр.сч. 03100643000000013800, БИК 013002402, протокол об административном правонарушении № 03К-12 от 30.03.2021, назначение платежа: административный штраф, УИН-0

Разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти суток со срока указанного, в части 1 ст. 32.2. КоАП РФ, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

На основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно ст. 31.5. КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Квитанцию об оплате штрафа в срок, предусмотренный для его оплаты, предоставить мировому судье, вынесшему постановление. 

Копию настоящего постановления направить юридическому лицу и в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для сведения.

Постановление может быть обжаловано в Елизовский районный суд Камчатского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

            Мотивированное постановление изготовлено 15.06.2021, датой вынесения постановления является дата его изготовления в окончательной форме.

Мировой судья                                                                                                     М.А. Коваленко