Решение по делу № 2-2159/2017 от 30.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2017 года Самарская область г. Самара мировой судья судебного участка №19 Красноглинского судебного района г. Самары Колесников А.Н. при секретаре Митюшиной Н.Ас участием:

истца <ФИО1>,

представителя ответчика <ФИО2>, действующей по доверенности,  

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <НОМЕР>  по иску <ФИО3> <ФИО4> <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7> <ФИО8>, <ФИО8> А.А.. <ФИО10>  <ФИО11>  <ФИО12> Штыкина И.В, и <ФИО13>,  <ФИО14>, <ФИО15>,  <ФИО16>, <ФИО16>, <ФИО17>, <ФИО18> <ФИО19> <ФИО20> <ФИО21>, <ФИО22>  <ФИО23> <ФИО24> <ФИО25> <ФИО26> от <ФИО27> от <ФИО28> <ФИО29> <ФИО30> <ФИО31>, <ФИО32>, <ФИО33> <ФИО1>, <ФИО34> <ФИО35> <ФИО36> <ФИО37> <ФИО38> <ФИО39> <ФИО40> <ФИО41> Вылку М. <ФИО42> <ФИО43> <ФИО44> <ФИО45> <ФИО46> <ФИО47> <ФИО48> <ФИО49> <ФИО50> <ФИО51> <ФИО52> <ФИО53> <ФИО53> Т.П. <ФИО55>,  <ФИО56> <ФИО57> <ФИО58> <ФИО59> <ФИО60> <ФИО61> и <ФИО62>, <ФИО63>, <ФИО64>, <ФИО65>, <ФИО66>, <ФИО37>, <ФИО67>, <ФИО68>, <ФИО42>  (далее истцы) к МП г.о. <АДРЕС> «Универсалбыт» об уменьшении цены коммунальной услуги по отоплению,

установил:

Истцы обратились в суд с вышеназванным иском в обосновании которого указали, что они являются собственниками жилых помещений по адресу<АДРЕС> Их многоквартирный дом № 19 по ул. С.Лазо, г. Самары, был сдан в эксплуатацию в 1957 году, является четырехэтажным, имеет 64 квартиры и нежилое помещение в подвале, занимаемое магазином. Общая площадь жилых и нежилых помещений, не относящихся к общему имуществу, составляет 4481,2 кв.м, из них 4147,2 кв.м - общая площадь жилых помещений и 334,0 кв.м - общая площадь нежилых помещений, что подтверждается платежными документами, выписанными МП г.о. Самара «Единый информационно-расчетный центр», и выписками из ЕГРН Росреестра по Самарской области. Многоквартирный дом оснащен системами отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения. Централизованная система горячего водоснабжения отсутствует, квартиры оснащены индивидуальными быстродействующими газовыми водонагревателями. По помещению магазина, расположенном в подвале дома, проходят нетеплоизолированные лежак системы отопления диаметром 57 мм и шесть стояков отопительной системы дома, что подтверждается Актом МП г.о. «Универсалбыт» от 02.03.2017 года. В 2014 году в рамках региональной программы Самарской области оснащения многоквартирных домов приборами учета потребления коммунальныхресурсов Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта <АДРЕС> области» многоквартирный дом, расположенный по адресу: г<АДРЕС> был оборудован новым тепловым узлом с коллективным прибором учета тепловой энергии, который был введен в эксплуатацию с <ДАТА3>, что подтверждается Актом ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Решением общего собрания собственников помещений нашего дома, состоявшимся <ДАТА4>, новый тепловой узел с коллективным прибором учета тепловой энергии был принят в состав общего имущества МКД, что подтверждается протоколом общего собрания от <ДАТА5> <НОМЕР>. На момент введения в эксплуатацию нового теплового узла управляющей организацией МКД являлось ООО «Содружество «Мой дом»». Несмотря на наличие в доме введенного в эксплуатацию коллективного прибора учета плата за отопление жителям начислялась по нормативу. ООО «Содружество «Мой дом» обещали начать начисления за отопление по коллективному прибору учета тепловой энергии с начала отопительного периода 2015-2016 годов. Письмо Министерства энергетики и ЖКХ <АДРЕС> области от <ДАТА6> <НОМЕР> и письмо от <ДАТА7> <НОМЕР> ЗАО «СУТЭК», являющейся ресурсно-снабжающей организацией по тепловой энергии для нашего дома, подтверждают, что на момент начала отопительного периода 2015-2016 годов новый тепловой узел с коллективным прибором учета тепловой энергии в их доме были в работоспособном состоянии. Также из письма ЗАО «СУТЭК» следует, что для ежегодного ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета тепловой энергии достаточно предоставить ресурсно-снабжающей организации показания прибора за предыдущие трое суток. Неожиданно для жителей дома с <ДАТА8> на основании решения муниципальных органов г.о. <АДРЕС> в последующем на основании результатов открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению общим имуществом многоквартирных домов поселка <АДРЕС> в качестве управляющей организации нашего дома было назначено муниципальное предприятие г.о. <АДРЕС> «Универсалбыт». Исполнителем коммунальной услуги «Отопление помещений» с <ДАТА8> стало МП г.о. <АДРЕС> «Универсалбыт», о чем свидетельствуют Платежные документы (счета), присланные от МП г.о. <АДРЕС> «ЕИРЦ». Следует отметить, что большинство работников ООО «Содружество «Мой дом» были приняты на работу в МП «Универсалбыт». А значит, МП «Универсалбыт» не могла не знать о наличии в нашем доме коллективного прибора учета тепловой энергии и о необходимости ежегодного ввода его в эксплуатацию. В соответствии с пунктом 10 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от <ДАТА9> <НОМЕР> управляющая организация обязана подготовить многоквартирный дом к сезонной эксплуатации в осенне- зимний период не позднее 15 сентября текущего года. Отопительный сезон 2015-2016 годов был начат с <ДАТА10> в соответствии с Постановлением Администрации г.о. <АДРЕС> от <ДАТА11> <НОМЕР> «О начале отопительного периода 2015-2016 годов», а закончился <ДАТА12> на основании Постановления Администрации г.о. <АДРЕС> от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об окончании отопительного периода 2015-2016 годов». Они  неоднократно обращалась в ЖЭУ <НОМЕР> МП «Универсалбыт» с требованием повторного ежегодного ввода в эксплуатацию теплового узла нашего дома. Зам. главного инженера МП «Универсалбыт» <ФИО69> обещал выполнить их просьбу, но продолжал оттягивать этот момент всеми возможными способами. В октябре 2015 года показания прибора учета теплоносителя так и не были сняты, а плата за отопление продолжала начисляться по нормативу. В результате они были вынуждены письменно обратиться в МП «Универсалбыт» (заявление вх. <НОМЕР> от <ДАТА14>) с требованием до <ДАТА15> ввести в эксплуатацию тепловой узел с прибором учета тепловой энергии. Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя был подписан только <ДАТА16> на основании показаний коллективного прибора учета отопления в период с <ДАТА17> по <ДАТА18> Начисления платы за отопление до <ДАТА19> продолжали производиться по нормативам, но показания коллективного прибора учета тепловой энергии ежемесячно снимались сотрудником МП г.о. <АДРЕС> «Универсалбыт» <ФИО70> и предоставлялись Совету МКД. С целью прозрачности расчетов по предоставленной жителям тепловой энергии общим собранием собственников помещений МКД по улице <АДРЕС> Лазо, дом <НОМЕР>, состоявшимся <ДАТА20>, принято решение «определить порядок оплаты за отопление только в отопительный сезон (7 месяцев) по фактическим показаниям коллективного прибора учета тепловой энергии за каждый месяц», что подтверждается Протоколом общего собрания от <ДАТА20> <НОМЕР>. По окончании отопительного периода 2015-2016 годов собственники помещений в нашем доме потребовали от МП г.о. «Универсалбыт» произвести корректировку платы за отопление в период с <ДАТА21> по <ДАТА22>, что подтверждается заявлением от <ДАТА23> Однако, сотрудник МП «Универсалбыт» заявил, что корректировка будет производиться исключительно за календарный год с <ДАТА24> по <ДАТА25> В результате долгих дебатов жителей и управляющей организации МП «Универсалбыт» произвел корректировку платы за отопление, учитывая показания коллективного прибора учета тепловой энергии и начисленную плату жителям МКД только в период с <ДАТА24> г. по <ДАТА27> Кроме того, при расчете корректировки платы за отопление были применены неправильные величины общих площадей жилых и нежилых помещений. <ДАТА28> жители многоквартирного дома по адресу: г<АДРЕС> вновь обратились в МП «Универсалбыт» с требованием произвести в полном объеме корректировку платы за предоставленную в период с <ДАТА21> по <ДАТА29>оды коммунальную услугу отопления помещений в соответствии с показаниями коллективного прибора учета тепловой энергии, что подтверждается приложенным к иску копией претензионного заявления и уведомлением о его вручении МП «Универсалбыт» <ДАТА30> Однако, письменный ответ МП «Универсалбыт» от <ДАТА31> свидетельствует о том, что Ответчик отказывается произвести корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению помещений по фактическим показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги). Вышесказанное подтверждает, что управляющая организация МП г.о. <АДРЕС> «Универсалбыт» не выполнила надлежащим образом свои обязанности по предоставлению коммунальной услуги отопления жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> Лазо, дом 19. А именно: обеспечила предоставление коммунальной услуги отопления помещений в значительно меньшем объеме и до настоящего времени не произвела в полном объеме корректировку размера платы за отопление в период с <ДАТА8> по <ДАТА29> года. Таким образом, кроме отказа МП «Универсалбыт» от корректировки платы за отопление в период с <ДАТА21> по <ДАТА33> применение и МП «Универсалбыт» и МП «ЕИРЦ» неправильных величин площадей жилых и нежилых помещений привело к увеличению платы за тепловую энергию для жителей нашего дома. В соответствии с частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу) подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Просят удовлетворить требования истцов, изложенные в исковых заявлениях об уменьшении цены коммунальной услуги по отоплению помещений, выполненной МП г.о. <АДРЕС> «Универсалбыт» в период с <ДАТА21>г. по <ДАТА29>г., путем зачета в счет последующих платежей за предоставленные коммунальные услуги.

Определением мирового судьи заявленные исковые требования объединены в одно производство.

В судебном заседании истцы, участвующие в судебном заседании, исковые требования поддержали просили их удовлетворить, обстоятельства на которые они ссылались как на основания своих требований, изложили в соответствии с предъявленным иском.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, обстоятельства на которые он ссылался как на основания своих возражений, изложил в соответствии с предъявленным отзывом на иск.

Выслушав мнения сторон, изучив представленные доказательства мировой судья приходит к следующему.   

Из материалов дела следует, что управление <АДРЕС> осуществляется МП г.о. <АДРЕС> «Универсалбыт». Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Прибор учета тепла  принят в эксплуатацию с <ДАТА36> с показаниями прибора  учета тепла с <ДАТА37> Общим собранием собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г. <АДРЕС>,ул. <АДРЕС> Лазо 19, принято решение  о порядке оплаты за отопление только в отопительный сезон (7 месяцев) по фактическим показаниям прибора учета тепловой энергии за каждый месяц.  Теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, п. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> Лазо 19 осуществляется в соответствии с договором на теплоснабжение <НОМЕР> от <ДАТА38> , заключенным между ЗАО "СУТЭК" и МП г.о. <АДРЕС> «Универсалбыт». Учет количества потребленной тепловой энергии жилым домом производится на основании показаний коллективного (общедомового) узла учета тепловой энергии с <ДАТА39>, который находит на балансе управляющей компании.

Тариф на тепловую энергию на 2015 год утвержден приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 N 386 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" и составил: с 01.01.2015 - 1242,54 руб. /Гкал, с 01.07.2015 - 1 341,66 руб. /Гкал. В соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской власти N 207 от 13.09.2012 г. при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, используются при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в Самарской области. На основании п. 21 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 кПравилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.

Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам, размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: Po.i = Si x Vt x TT (7), где: Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); VI - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Предоставление коммунальных услуг гражданам в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ является одной из целей управления многоквартирным домом. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.

Положения части 1 статьи 157 ЖК  РФ предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из приведенных норм материального права, размер платы за коммунальные услуги в случае наличия приборов учета зависит от объема потребляемых коммунальных услуг, а при отсутствии таких приборов - рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг, которые утверждаются органом государственной власти субъекта РФ. Как следует из пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, предусматривающим, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Новые нормативы потребления коммунальных услуг, предусматривающие порядок оплаты только в отопительный сезон в Самарской области не утверждены, т.е. расчет платы за отопление в многоквартирном доме с общедомовым прибором учета энергии производится по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с последующей корректировкой размера оплаты отопление по фактическому потреблению.

Величина норматива потребления тепловой энергии указана из расчета оплаты равными долями в течение календарного года (т.е. по 1/12).

Пунктом 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Исходя из положений ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно тепловым ведомостям по многоквартирному дому по ул. <АДРЕС> Лазо 19 показания общедомового прибора учета зафиксированы с 19.11.2015. Отопление за август - декабрь 2015 года было рассчитано по среднему. Корректировка размера платы по формуле N 8 приложения N 2 к Правилам N 307 производится только при наличии показаний прибора учета за период, равный календарному году (12 месяцев), и исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями общедомового прибора учета за соответствующий период, равный 12 месяцам. Правила N 307 не предусматривают корректировку размера платы за период работы общедомового прибора учета менее 12 месяцев. Аналогичные разъяснения даны в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 ноября 2014 года N 25263-ОД/04, из содержания которого следует, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетомнормативов потребления, и корректировка размера платы на отопление не производится. Проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета.

На момент возникновения спорных правоотношений Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, при расчете действовавших до <ДАТА49> нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению подлежала применению формула, предусматривающая распределение потребленной услуги на весь календарный год (12 месяцев), а не иной период.

В судебном заседании установлено, что корректировка платы за 2016 год ответчиком произведена, но её расчет не удовлетворил истцов, так как по их мнению ответчиком не правильно была взята общая площадь жилых и нежилых помещений.

Решением арбитражного суда <АДРЕС> области от <ДАТА50> ООО «Содружество Мой дом» обязано передать Муниципальному предприятию городского округа <АДРЕС> «Универсалбыт» технические документы на многоквартирные дома и иные документы, связанные с управлением многоквартирными домами. По списку указанному в решение за <НОМЕР> значится <АДРЕС>

Решение суда в указанной части ООО «Содружество Мой дом» не исполнено.

В соответствии с письмом ответчика в адрес истцов площадь жилых помещений определена с учетом  предоставленными собственниками документов - свидетельств о государственной регистрации права собственности, выписок из ЕГРП и других источников.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ  каждая сторона должна доказать те обстоятельства , на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Учитывая изложенное выше полагаю в удовлетворении требований истцов об уменьшении цены коммунальной услуги по отоплению отказать.

Суд не принимает доводы истцов в части взыскания штрафа в соответствии с ч.6 ст. 157 ЖК РФ, по тем основаниям, что в суде был установлен факт проведения корректировки ответчиком за 2016 год, корректировка за два месяца 2015 года не проводится, так для этого применяется календарный год. Оплата в указанные месяцы была начислена по среднему. Оснований для взыскания штрафа судом не установлено. Указанное обстоятельство применяется к положению ч.6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей»

            На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199  ГПК РФ, мировой судья

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований <ФИО3> <ФИО4> <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7> <ФИО8>, <ФИО8> А.А.. <ФИО10>  <ФИО11>  <ФИО12> Штыкина И.В, и <ФИО13>,  <ФИО14>, <ФИО15>,  <ФИО16>, <ФИО16>, <ФИО17>, <ФИО18> <ФИО19> <ФИО20> <ФИО21>, <ФИО22>  <ФИО23> <ФИО24> <ФИО25> <ФИО26> от <ФИО27> от <ФИО28> <ФИО29> <ФИО30> <ФИО31>, <ФИО32>, <ФИО33> <ФИО1>, <ФИО34> <ФИО35> <ФИО36> <ФИО37> <ФИО38> <ФИО39> <ФИО40> <ФИО41> Вылку М. <ФИО42> <ФИО43> <ФИО44> <ФИО45> <ФИО46> <ФИО47> <ФИО48> <ФИО49> <ФИО50> <ФИО51> <ФИО52> <ФИО53> <ФИО53> Т.П. <ФИО55>,  <ФИО56> <ФИО57> <ФИО58> <ФИО59> <ФИО60> <ФИО61> и <ФИО62>, <ФИО63>, <ФИО64>, <ФИО65>, <ФИО66>, <ФИО37>, <ФИО67>, <ФИО68>, <ФИО42> (далее истцы) к МП г.о. Самара «Универсалбыт» об уменьшении цены коммунальной услуги по отоплению, взысканию штрафа отказать Разъяснить лицам участвующих в деле, их представителей о праве обратиться к мировому судье с заявлением о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано: в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноглинский районный суд г. Самары через мирового судью судебного участка № 19 Красноглинского судебного района г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Решение в окончательной форме принято 7 декабря 2017 года в соответствии с ч.5 ст. 199 ГПК РФ.

             Мировой судья:                                                                                    А.Н. Колесников