Решение по делу № 5-602/2021 от 19.11.2021

5-105- 602/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

   19 ноября 2021  2016 года                                                       г. Волгоград

Мировой судья судебного участка № 105 Волгоградской области Панчишкина Н.В., расположенный по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина 67а, изучив поступивший административный материал в отношении: Каримова Озоджона Самадовича, <ДАТА2>  г.р., уроженца <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего и  зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> по  ч.1 ст. 20.25  КоАП РФ,

установил:

мировому судье судебного участка № 105 Волгоградской области из администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда поступил материал об административном правонарушении в отношении Каримова Озоджона Самадовича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.  20.25 ч.1 КоАП РФ.

Представленный материал не может быть принят к производству по следующим основаниям.

Согласно подпунктов 3 и 5 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания за неуплату административного штрафа в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.

КоАП РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.

В силу части  4 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Кроме того, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части  3 статьи 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.

При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.

Отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Каримов О.С. в судебный участок не доставлен.

Преодоление обстоятельств, делающих невозможность достижения целей и задач административного законодательства по рассматриваемой категории дел (принцип неотвратимости наказания), возможно посредством взаимодействия должностных лиц «несилового»  административного органа, возбудивших дело об административном правонарушении, с должностными лицами органов внутренних дел (ст. 27.2 и ст. 27.3 КоАП РФ).

Таким образом, вышеперечисленные нормы предусматривают возможность административного задержания и доставления правонарушителя к судье полицией по поручению «не силового органа», составившего протокол об административном правонарушении.

Кроме этого, представленный материал не имеет надлежащего оформления, поскольку  в нем отсутствуют доказательства извещения Каримова О.С. о месте и времени составления  протокола.

Вместе тем, согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности. Отсутствие данных об извещении  Каримова О.С. о месте и времени составления протокола свидетельствует о неполноте представленного материала.

При таких обстоятельствах, мировой судья находит протокол об административном правонарушении с иными материалами дела подлежащим возвращению в Администрацию Краснооктябрьского района Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в связи с не доставлением в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же неполноте представленного материала. 

Руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении Каримова Озоджона Самадовича возвратить в Администрацию Краснооктябрьского района Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, для доставления в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 

Мировой судья                                                                         Н.В.Панчишкина