ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
17 февраля 2021 года с.Курах
Мировой судья судебного участка №68 Курахского района Республики Дагестан <ФИО1>, изучив протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, <ДАТА1> рождения, уроженца и жителя <АДРЕС> района, и приложенный к протоколу материал,
УСТАНОВИЛ:
В судебный участок №68 Курахского района Республики Дагестан для рассмотрения по существу поступил протокол серии 05 АБ №233919 от 17.12.2020<ДАТА> об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>
Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
По смыслу пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от <ДАТА3> "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является его явное несоответствие требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующей форму, содержание и процедуру составления протокола об административном правонарушении. Существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Дата, время и место совершения правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны сведения, подтверждающие диспозицию вменяемой статьи, поскольку, суд не вправе дополнительно вменять и увеличивать объем предъявленного обвинения, так как это ухудшит положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА4> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, <ДАТА5> в 14 часов 05 минут в <АДРЕС> района Республики <АДРЕС>, <ФИО2> нанес телесные повреждения <ФИО4> не повлекшие вред здоровью. Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении, составленным в отношении <ФИО2>, отсутствуют какие-либо сведения о потерпевшем, либо его законном представителе, участие которого в данном случае является обязательным, о времени и месте составления протокола они не извещались, права, предусмотренные КоАП РФ, ему не разъяснялись, копия протокола не вручена, вследствие чего, он объективно был лишен возможности воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении не конкретизировано место совершения административного правонарушения (домовладение, улица и т.д.).
Статьей 6.1.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Однако, в протоколе воспроизведена неполная диспозиция ст. 6.1.1 КоАП РФ, не указано, относятся ли действия, совершение которых вменяется <ФИО2> к побоям или иным насильственным действиям, причинившим физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В материалах дела также отсутствуют сведения о том, привлекался ли <ФИО2> ранее к административной ответственности за побои, отсутствует постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении <ФИО2> по ст. 115 УК РФ, тогда как ст. 6.1.1 КоАП РФ подразумевает ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Указанные недостатки материалов, приложенных к протоколу об административном правонарушении, являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела мировым судьей.
При таких обстоятельствах, протокол серии 05 АБ №233919 от 17.12.2020<ДАТА> об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, и приложенный к нему материал надлежит возвратить должностному лицу, его составившему.
Возвращая протокол об административном правонарушении и приложенный к нему материал, суд считает необходимым обратить внимание должностного лица, составившего протокол, на следующее.
Протокол об административном правонарушении, в силу ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.4.1 указанной статьи, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч.4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).
Таким образом, до внесения в протокол об административном правонарушении каких-либо изменений, лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, должно быть извещено об этом с указанием даты, места и времени внесения изменений, а также необходимости его присутствия. Внесенные изменения должны быть скреплены подписями должностного лица и правонарушителя, а копия протокола с внесенными изменениями - вручена ему. В случае неявки правонарушителя, изменения вносятся в его отсутствие, а копия протокола с внесенными изменениями направляется ему в течении трех дней (Сведения об извещении правонарушителя о необходимости явки для внесения изменений в протокол, а также о направлении ему копии протокола с внесенными изменениями, предоставляются в суд).
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.1, ст.29.4 КоАП РФ, мировой судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол серии 05 АБ №233919 от 17.12.2020<ДАТА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, <ДАТА1> рождения, и приложенный к протоколу материал, УУП ОМВД России по <АДРЕС> району <ФИО5> для устранения недостатков, выявленных судом.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, опротестовано прокурором в течение 10 дней в Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан.
Мировой судья <ФИО1>