№ 5-447/2021
УИД <НОМЕР> 44МS0017-01-2021-001577-65
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 8 июля 2021 года
Мировой судья судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области Еськова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении
генерального директора ООО «Минское» Волхонского Алексея Анатольевича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>; сведения о привлечении ранее к административной ответственности отсутствуют,
УСТАНОВИЛ:
Мировому судье судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области на рассмотрение поступил протокол <НОМЕР> 198-к/02з от 27 мая 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно протоколу 27 мая 2021 года Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям в результате мониторинга автоматизированной системы ФГИС «Меркурий» установлено, что 11 мая 2021 года на одно из зерноперерабатывающих предприятий Костромской области поступило зерно - тритикале кормовое (изготовитель ООО «Минское») Управлением Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям 11 мая 2021 года для подтверждения качества и безопасности продукции (тритикале кормовое) был сделан запрос о предоставлении декларации о соответствии тритикале кормовое и протокола испытаний, на основании которого выдана декларация о соответствии на закупленное зерно. Согласно протоколу испытаний от 12 ноября 2021 года № 362/2/2/20-П генеральный директор ООО «Минское» Волхонский А.А. выпустил в обращение тритикале кормовое, при этом не провел необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 874, а именно тритикале кормовое не прошло процедуру оценки по показателям микотоксины (сумма афлатоксинов В1, В2, G1, G2) и по показателям головневые (мараные, синегузочные) зерна. Таким образом, генеральный директор ООО «Минское» Волхонский А.А. нарушил требования п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ - нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.
В судебное заседание Волхонский А.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах с учетом ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено без участия Волхонского А.А.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность и назначение наказания для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу ст. 2 п.п. 1 и 3 ст. 20 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее по тексту - ФЗ № 184) декларирование соответствия - одна из форм подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, носящая обязательный характер.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ № 184 обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ № 184 при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
В силу п. 2 ст. 28 ФЗ № 184 заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; риостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №874 , утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (далее по тексту - Технический регламент), устанавливающим обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
Согласно ст. 2 Технического регламента зерно - плоды злаковых зернобобовых и масленичных культур, используемые для пищевых и кормовых целей.
В соответствии с п.1 ст.3 Технического регламента зерно, поставляемое на пищевые кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союз при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные данным техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
В п.1 ст.4 Технического регламента установлено, что показатели токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радионуклидов, зараженности вредителями и вредных примесей в зерне, поставляемом на пищевые цели, не должны превышать предельно допустимых уровней, указанных в приложениях 2,3 к техническому регламенту.
В силу п.2 ст.28 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ заявитель обязан в том числе обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия только после осуществления такого подтверждения соответствия.
В судебном заседании установлено, что 11 мая 2021 года в ходе мониторинга информационной системы «Меркурий» установлено, что на одно из зерноперерабатывающих предприятий Костромской области поступило зерно - тритикале кормовое, изготовитель (заявитель) ООО «Минское» (156543, Костромская обл., Костромской р-н, с. Минское, ул. Куколевского, д. 17).
11 мая 2021 года в адрес ООО «Костромской комбикормовый завод» Управлением Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям для подтверждения качества и безопасности продукции был сделан запрос о предоставлении декларации о соответствии зерна (тритикале кормовое) и протокола испытаний, на основании которого выдана декларация о соответствии на закупленное зерно.
Согласно декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д- RU .РА01.В.08441/20 от 12 ноября 2020 года и протоколу испытаний от 12 ноября 2020 года № 362/2/2/20-П ООО «Минское» выпустило в обращение тритикале кормовое, которое не прошло процедуру оценки по показателям микотоксины (сумма афлатоксинов В1, В2, G1, G2) и по показателям головневые (мараные, синегузочные) зерна. В протоколе испытаний информация о проведении испытаний на наличие вышеназванных показателей отсутствует.
Таким образом, ООО «Минское» зарегистрировало декларацию о соответствии ЕАЭС № RU Д- RU .РА01.В.08441/20 и выпустило в оборот партию зерна, не имея полной доказательственной базы соответствия этого зерна требованиям нормативных документов.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно п. 14. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Волхонский А.А. является генеральным директором ООО «Минское», т.е. лицом ответственным за соблюдение законодательства при реализации продукции растениеводства.
Факт совершения Волхонским А.А. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствам: протоколом об административном правонарушении от 27 мая 2021 года, письменными объяснениями Волхонского А.А., декларацией о соответствии ЕАЭС № RU Д- RU .РА01.В.78802/21 от 20 мая 2021 года, протоколом испытаний № 69-4709-2021 от 19 мая 2021 года, протоколом испытаний от 17 мая 2021 года, актом обнаружения административного правонарушения от 12 мая 2021 года, сведениями из информационной системы «Меркурий», декларацией о соответствии ЕАЭС № RU Д- RU .РА01.В.08441/20 от 12 ноября 2020 года, протоколом испытаний от 12 ноября 2020 года.
Доказательств, свидетельствующих о том, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне сферы контроля должностного лица, в материалы дела не представлено.
Генеральным директором ООО «Минское» Волхонским А.А. не предоставлено доказательств, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях генерального директора ООО «Минское» Волхонского А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.
В силу положений ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно материалам дела Волхонским А.А. приняты меры к устранению допущенного нарушения, а именно в мае 2021 года повторно проведены испытания зерна, в том числе по показателям микотоксины (сумма афлатоксинов В1, В2, G1, G2) и по показателям головневые (мараные, синегузочные) зерна, получены соответствующие протоколы испытаний, зарегистрирована новая декларация о соответствии.
Учитывая изложенное, характер и последствия совершенного генеральным директором ООО «Минское» Волхонским А.А. административного правонарушения, степень его вины, отсутствие имущественного ущерба, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, а также принимая во внимание то, что сведений о привлечении ранее его к административной ответственности не имеется, в целях обеспечения баланса интересов, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, суд полагает возможным при назначении наказания применить положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить должностному лицу наказание в виде предупреждения, заключающееся в официальном порицании лица.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать генерального директора ООО «Минское» Волхонского Алексея Анатольевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Костромской районный суд Костромской области через мирового судью судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Еськова А.В.