Решение по делу № 2-72/2018 от 07.03.2018

                                                                                                                                                              дело №2-72/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 марта 2018г. с. Ключи Мировой судья судебного участка Ключевского района Алтайского края Купцова Э.В. при секретаре Зиненко Н.И., с участием помощника прокурора Ключевского района Тюменцева Д.А., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Ключевскому району Лесновой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах Брайко Светланы Михайловны к Управлению социальной защиты населения по Ключевскому району о взысканиинедополученной суммы компенсации понесенных затрат на оплату электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

          Прокурор Ключевского района Алтайского края в интересах  Брайко С.М. обратился к мировому судье с исковым заявлением  к   Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о взыскании недополученной суммы компенсации понесенных затрат на оплату электроэнергии.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки по обращению педагогического работника  Брайко С.М. о неправильном начислении и предоставлении компенсации на оплату потребленной электроэнергии, по результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, было установлено, что нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона <АДРЕС> края от <ДАТА2> N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предостав­лением мер социальной поддержки педагогическим работникам образователь­ных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления ком­пенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педа­гогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образова­тельных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных постановлением <АДРЕС>, края от <ДАТА5> N 99 не содержат  каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников, так как  субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленных на уровне  Закона РФ. В соответствии с п. 4, 29 вышеуказанных правил, компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми поставщиками электроэнергии. В соответствии с п. 28 постановления  администрации Алтайского края от <ДАТА4> <НОМЕР> денежный эквивалент определяется  исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление и освещение, определенного в соответствии с жилищным  законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующим месяцу определения денежного эквивалента. Денежный эквивалент  оплаты  освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии прибора учета объем  электроэнергии определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно лицевой карте потребителя, предоставленной  филиалом Кулундинские МЭС АО Алтайкрайэнерго,  Брайко С.М. в соответствии  с показаниями приборов учета за  период <ОБЕЗЛИЧЕНО>.  фактически оплачено  14093рублей. При этом компенсация затрат за  потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком за аналогичный период составила  3986,86рублей.

         Сумму недополученной компенсации в размере 10106,14рублей  прокурор просит взыскать с ответчика в пользу  Брайко С.М.

         Определением   мирового судьи судебного участка <АДРЕС> района  Алтайского края от 09 февраля 2018г.  к участию в деле в качестве третьего лица на стороне  ответчика привлечено АО «<АДРЕС>.

        <ДАТА3>  прокурором Ключевского района Алтайского края представлено уточненное исковое заявление,  в котором  прокурор просит взыскать с ответчика  в пользу Брайко С.М.  сумму компенсации  понесенных затрат на оплату электроэнергии в сумме 10106,14 рублей за 2014-2017гг. в дополнение к вышеизложенным доводам указав, что формула, установленная п. 29 Правил от <ДАТА4> снижает объем меры социальной поддержки по сравнению с тем, что предоставлялось до принятия данного нормативного акта. Действующим  федеральным законодательством не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки по оплате освещения педагогам. Обстоятельство, что п. 29 Правил от <ДАТА4>, установивший иной размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки педагогам на освещение, не свидетельствует о праве исполнительного органа субъекта РФ  принимать решение о невозмещении расходов на освещение педагогам в полном объеме. Приняв такое постановление, исполнительный орган власти субъекта фактически снизил установленную федеральным законодателем льготу. В связи с чем, прокурор просит при проверке расчета сумм за электроэнергию педагогам не применять п. 29 Правил в части формулы, приведенной «при отсутствии приборов учета», как противоречащий закону, имеющему  большую юридическую силу, и  производить расчет на основании  установленных тарифов без ограничений, либо приборов учета, как это установлено жилищным законодательством. Жилищное законодательство, в порядке которого должна определяться компенсация электроэнергии, при отсутствии приборов учета, ограничений, которые установлены п. 29 Правил не предусматривает.

         Истец  Брайко С.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представители третьих лиц - Министерства труда и социальной защиты Алтайского края и АО «Алтайкрайэнерго»в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в  их отсутствие.

     В соответствии со ст.  167 ГПК РФ  дело рассмотрено в отсутствие указанных

   лиц.

   Помощник прокурора Ключевского района Тюменцев Д.А. в судебном заседании

 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в  уточненном исковом заявлении, кроме того, просил проверить  правильность расчета компенсации, выплаченной ответчиком истцу.

        Представитель ответчика  Леснова Н.И. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что  согласно закону Алтайского края от <ДАТА2> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правилам предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденным постановлением <АДРЕС> края от <ДАТА5> <НОМЕР>, компенсация затрат осуществляется  за потребленную электроэнергию, затраченную непосредственно на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения. Понятие «освещение» не тождественно понятию «электроснабжение».  Все нормативные акты, предусматривающие социальную поддержку педагогических работников, оговаривают их право на бесплатный доступ к освещению, а не в отношении потребленной электроэнергии на все цели.  Поскольку  индивидуальный прибор учета для фиксации потребленной электроэнергии, затраченной на освещение жилого помещения истцом не использовался, произведенный истцом расчет недополученной суммы затрат на освещение не основан на нормах права. Расчет, приведенный  истцом, содержит фактический расход электроэнергии, включающий в себя расход электроэнергии как для освещения жилого помещения, так и для иных нужд. В соответствии с пунктом 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.  Согласно п. 41 правил начисление суммы компенсации, которые не были востребованы педагогическим работником своевременно, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Суммы компенсации, не полученные педагогическим работником своевременно, по вине управления социальной защиты населения или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. Суммы компенсации, рассчитанные управлением в соответствии с Законом Алтайского края и действовавшими правилами, управлением были выплачены истцу своевременно. Исковые требования заявлены за пределами срока исковой давности, предусмотренной ст. 196 ГК РФ. Между  управлением социальной защиты населения и АО «<АДРЕС> заключено соглашение об информационном обмене. Согласно указанному соглашению АО «<АДРЕС> Кулундинское отделение  обязуется  ежемесячно в срок до 12 числа предоставлять управлению сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого  педагогического работника, указанного в переданном управлением списке. АО «<АДРЕС> несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов, своевременное представление управлению сведений о денежных эквивалентах.

          Из пояснений опрошенной в качестве свидетеля  <ФИО1> следует, что  она работает  оператором-кассиром  АО « <АДРЕС> Кулундинское отделение. АО «<АДРЕС> Кулундинское отделение  ежемесячно предоставляет управлению сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого  педагогического работника, указанного в представленном УСЗН по <АДРЕС> району списке. Расчет денежного эквивалента выполняется автоматически с помощью программного комплекса на основании формулы, указанной  в Правилах, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от<ДАТА4> <НОМЕР>,  и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения. В сентябре 2016г. был установлен новый программный комплекс.  В случаях неверного расчета компенсации, при обращении    педагогических работников  в АО «<АДРЕС> Кулундинского отделение, им был сделан перерасчет.

          Мировой судья, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 Из материалов дела следует, что  Брайко С.М. работает  в КГБОУ «Ключевская общеобразовательная  школа-интернат»  с <ДАТА6> и является  получателем мер социальной поддержки в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 8 статьи 47 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации».

  Жилое помещение, в котором проживает истец, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого <ФИО2> осуществляет оплату услуг за электроэнергию. Отдельных приборов учета электроэнергии, использованной непосредственно для освещения жилого помещения, у истца не имеется.

Согласно справке взаиморасчетов за потребленную электроэнергию <ФИО2> за период с ноября 2014 по февраль 2017 года включительно произведена оплата за потребление электроэнергии в сумме 14093рублей. 

Сумма выплаченной компенсации расходов на освещение за указанный период составила 3986,86рублей.

В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от <ДАТА8> N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до <ДАТА9>) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.

Принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с <ДАТА9> Федеральном законе от <ДАТА10> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от <ДАТА10> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от <ДАТА2> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от <ДАТА11> установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края. Постановлением администрацииАлтайского края от <ДАТА5> <НОМЕР> утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее - Правила).

Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. В соответствиис пунктом 3 Правила компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.

Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.

На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).

Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.

При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, вопреки доводам прокурора, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что в доме у Брайко  С.М. установлен один прибор учета электроэнергии, который фиксирует затраты электрической энергии как на освещение, так и на использование иных электроприборов в доме.

Поскольку у материального истца отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.  Оснований для компенсации истцу расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения,  не имеется.

            Проверяя правильность   произведенного расчета выплаченной  компенсации за освещение за  период с февраля 2015г. по  февраль 2017г., исходя их представленной  справки УСЗН по <АДРЕС> району, с учетом срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, мировой судья приходит к следующему выводу.

            Согласно  копии кадастрового паспорта общая площадь жилого помещения Брайко  С.М. составляет 80,9кв.м.

             Тариф на электрическую энергию для населения  Алтайского края установлен решением Управления Алтайскогокрая по государственному регулированию цен и тарифов, и в 1 полугодии 2015г. составлял - 2,50 руб./кВт.ч, во 2 полугодии 2015г. -2,70 руб./кВт.ч, в 1 полугодии 2016г. -2,70 руб./кВт.ч, в. 2 полугодии 2016г. -2,90 руб./кВт.ч,

в 1 полугодии 2017г. -2,90 руб./кВт.ч.

Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения  Брайко С.М. определялся по формуле 0,825 кВт * 80,9кв.м. (общая площадь дома) *действующий тариф на электроэнергию.

 Вместе с тем, расчет  компенсации, подлежащей выплате  в апреле,   октябре 2015г., январе, феврале, марте, мае, июне, июле, сентябре, ноябре, декабре 2016г.,  январе, феврале  2017г. за предшествующие месяцы фактической оплаты, произведен неверно. 

Сумма  компенсации,  исходя из п. 29 Правил, представленной  лицевой карты потребителя составляет: в апреле 2015г. -166,86рублей, октябре 2015г. -180,20рублей,  январе 2016г. -180,20рублей,  феврале 2016г. -180,20рублей,  марте 2016г.- 180,20рублей,  мае 2016г. - 180,20рублей,  июне 2016г. -180,20рублей,  июле 2016г.-180,20рублей,  сентябре 2016г. -193,55рублей, ноябре 2016г.-193,55рублей,  декабре 2016г. -193,55 рублей,  январе 2017г. -193,55рублей, феврале 2017г. -193,55рублей.

Периоды,  за которые оплата истцом  фактически не производилась, мировым судьей при расчете во внимание не принимаются.

Сумма недоплаты компенсации составила 699,11рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу Брайко  С.М.

   При этом, доводы представителя ответчика о том, что  ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов несет АО «Алтайкрайэнерго», с которым заключено соглашение об информационном обмене, не могут быть приняты во внимание, поскольку именно на управление социальной защиты населения возложена обязанность по предоставлению компенсации по месту жительства педагогического работника. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ключевского района Алтайского края в интересахБрайко СветланыМихайловны удовлетворить частично. Взыскать с Управления социальной защиты населения по Ключевскому району за счет средств бюджета Алтайского края в пользу Брайко СветланыМихайловны недополученную сумму компенсации понесенных за период с января 2015г. по февраль 2017г. затрат на оплату электроэнергии в размере 666,11 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Ключевский районный суд Алтайского края через мирового судью в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Дата принятия решения в окончательной форме 12 марта 2018г. Мировой судья Э.В.Купцова

2-72/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен частично
Истцы
Брайко С. М.
Прокуратура Ключевского района (с. Ключи)
Ответчики
Управление социальной защиты населения по Ключевскому району Алтайского края
Другие
АО "Алтайкрайэнерго" Кулундинское отделение
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
Суд
Судебный участок Ключевского района Алтайского края
Судья
Купцова Эллена Васильевна
Дело на сайте суда
klrn.alt.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
16.01.2018Подготовка к судебному разбирательству
02.02.2018Судебное заседание
09.02.2018Судебное заседание
21.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
07.03.2018Судебное заседание
07.03.2018Решение по существу
Обращение к исполнению
11.02.2018Окончание производства
13.04.2018Сдача в архив
07.03.2018
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее