Дело № 5-449/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Мантурово 11 декабря 2019 года
Мировой судья судебного участка № 26 Мантуровского судебного района Костромской области Сумерникова Н. В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении должностного лица - и. о. директора муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» Смирновой Татьяны Юрьевны, <ДАТА2>
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, Смирнова Т. Ю., замещая должность и. о. директора муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» и являясь должностным лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети города Мантурово, допустила несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, правонарушение совершено должностным лицом при следующих обстоятельствах:
Мантуровской межрайонной прокуратурой в период с 30 по 31 октября 2019 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории городского округа город Мантурово, в ходе которой выявлены факты нарушений при содержании дорог и улиц в зимний период, выразившиеся в том, что муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство», имея муниципальное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, при его выполнении допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в зимнее время, а именно 30 октября 2019 года при наличии обильных осадков в виде снега и образовании на проезжей части дорог гололеда наиболее опасные для движения участки (перекрестки дорог на ул. 19 Партсъезда - пер. 19 Партсъезда, ул. Советская - ул. Центральная, ул. Вокзальная - ул. Водопроводная, ул. Больничная - ул. Ленина, ул. Нагорная - ул. Юбилейная) в течение более 6 часов момента окончания снегопада не обработаны противогололедным составом, не очищены от снежных заносов, имеют на поверхности проезжей части зимнюю скользкость, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения.
И. о. директора МБУ «Благоустройство» является Смирнова Т. Ю., назначена на должность распоряжением главы администрации городского округа город Мантурово от 15 июля 2019 года № 500. Обосновывая бездействие директора муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» Смирновой Татьяны Юрьевны прокурор ссылается на положения ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13. Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилахдорожного движения»,разделов 5.1 и 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
С учетом изложенного прокурор считает, что в бездействии должностного лица - директора муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» Смирновой Татьяны Юрьевны содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного
В судебном заседании Смирнова Т. Ю. вину в совершении правонарушения не признала, пояснила, что удаление рыхлого снега и ликвидация зимней скользкости были произведены учреждением в установленные нормативными документами сроки, т. е. в течение 6 часов с момента окончания снегопада и обнаружения скользкости. Обильный снегопад прекратился 30 октября 2019 года ориентировочно в 16 часов, в период с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут на дорогах города работала спецмашина КДМ-316 КАМАЗ, которая распределяла противогололедные материалы; с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут производилась также расчистка автодорог автогрейдером ГС-14.02, работы были проведены на улицах Сенная, 19 Партсъезда, Советская, Центральная, Вокзальная, Костромская, Гвардейская, Больничная, Ленина, Нагорная, Юбилейная, Луговая. В обоснование своей позиции представила суду путевые листы грузовых автомобилей, копию ответа в ОГИБДД МО МВД России «Мантуровский» от 30 октября 2019 года с приложением фотоматериалов. В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Ларионова Е. А. постановлениео возбуждении дела об административном правонарушении поддержала в полном объеме по изложенным в нем фактическим и правовым основаниям. Момент окончания обильного снегопада 30 октября 2019 года в 16 часов не оспаривала. Указала, что после окончания снегопада проверки в отношении состояния дорог не проводились, однако поскольку законом не установлено нормативов в части ликвидации зимней скользкости, в бездействии директора МБУ «Благоустройство» Смирновой Т. Ю. содержится составадминистративного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, считала возможным назначение наказания в минимальном размере в виде административного штрафа в сумме 20000 рублей.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилахдорожного движения», установлены следующие обязанности должностных и иные лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно таблице 4.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017), улицы Советская, Центральная, Водопроводная, Вокзальная, 19 Партсъезда относятся к категории «Г» (магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги), улицы Больничная, Ленина, Нагорная и Юбилейная в г. Мантурово - к категории «Д» (улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные).В соответствии с п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости, срок устранения зимней скользкости для группы улиц категорий «Г» и «Д» составляет 5 часов с момента ее обнаружения. Срок устранения рыхлого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели, для группы улиц категорий «Г» и «Д» составляет 5 и 6 часов соответственно.
Как установлено в судебном заседании, МБУ «Благоустройство» является муниципальной некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является создание условий для надлежащего содержания и эксплуатации автомобильных дорог местного значения (п. 1.1, 2.1 Устава МБУ «Благоустройство»). Деятельность учреждения, связанная с выполнением работ и оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, осуществляется в соответствии с муниципальным заданием.
Согласно муниципальному заданию МБУ «Благоустройство» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденному решением комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово от 03 июля 2019 года № 73, учреждение осуществляет выполнение работ в области использования автомобильных дорог, которое в числе прочего включает в себя в подразделе «зимнее содержание автомобильных дорог» выполнение в зимний период (регулярно согласно графику) очистки дорог и обочин от снега плужным снегоочистителем на базе КДМ и трактора, уборки снежных валов автогрейдером, вывоз снега на площадки для складирования, а также выполнение в зимний период распределения пескосоляной смеси или фрикционных материалов. И. о. директора МБУ «Благоустройство» является Смирнова Т. Ю., назначена на должность распоряжением главы администрации городского округа город Мантурово от 15 июля 2019 года № 500. Пунктом 2.1.6 должностной инструкции директора МБУ «Благоустройство» предусмотрена обязанность директора обеспечивать выполнение функций по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Мантурово, а пунктом 2.1.32 - обеспечивать выполнение муниципального задания. С указанной должностной инструкцией Смирнова Т. Ю. ознакомлена под подпись 16 июля 2019 года.Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 октября 2019 года на территории города Мантурово была облачная погода, обильные осадки в виде мокрого снега. Снегопад окончился приблизительно в 16 часов 00 минут, что не оспаривается участниками процесса.
В связи с ухудшением погодных условий в период с 11 часов 35 минут до 13 часов 00 минут 30 октября 2019 года резко увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий в городе (л. д. 28), что позволяет сделать вывод о времени возникновения зимней скользкости на дорогах - приблизительно с 11 часов 00 минут до 11 часов 30 минут, при этом последнее в этот день ДТП произошло в 16 часов 40 минут на ул. Советской.
30 октября 2019 года МБУ «Благоустройство», согласно представленных путевых листов грузовых автомобилей, принимались меры по устранению зимней скользкости путем распределения противогололедных материалов в период с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут; по устранению рыхлого снега (снегоочистке) - в период с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Сомнения в виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а представляемые законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны.
В обоснование вины должностного лица Мантуровской межрайонной прокуратурой представлены:
акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), составленный инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Мантуровский» 30 октября 2019 года в 13 часов 45 минут;
акт проверки, составленный старшим помощником Мантуровского межрайонного прокурора 30 октября 2019 года в 14 часов 00 минут.
Указанные акты составлены до истечения срока, установленного п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 для устранения зимней скользкости для группы улиц категорий «Г» и «Д» (5 часов с момента ее обнаружения) и устранения рыхлого снега (снегоочистки) для группы улиц категорий «Г» и «Д» (5 и 6 часов с момента окончания снегопада соответственно).
После истечения указанных сроков проверки в отношении состояния дорог сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Мантуровский» и Мантуровской межрайонной прокуратурой не проводились. Других документов, свидетельствующих о непринятии МБУ «Благоустройство» мер по ликвидации зимней скользкости и устранению снежных наносов на дорогах, материалы дела не содержат. Напротив, в обоснование того, что учреждение предприняло все зависящие от него меры по выполнению муниципального задания по зимнему содержанию дорог при той степени заботливости и осмотрительности, которые от него требовались, МБУ «Благоустройство» представило суду, кроме путевых листов грузовых автомобилей, копию ответа в ОГИБДД МО МВД России «Мантуровский» от 30 октября 2019 года с приложением фотоматериалов, подтверждающих факт обработки перекрестков улиц противогололедным материалом. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, при котором оно подлежит прекращению.
Принимая во внимание, что имеются неустранимые сомнения в виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу.
Учитывая выше изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.34 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 26 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░░░