Судья: Буянтуева Т.В. Дело № 33-28095/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Кумачевой И.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 декабря 2014 года апелляционную жалобу Торохова Александра Николаевича на решение Балашихинского городского суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу по заявлению Торохова Александра Николаевича о признании незаконными решений Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 № 63/542 и Территориальной избирательной комиссии города Балашиха от 23.04.2014 № 76/1, признании вопроса, выносимого на голосование, соответствующим закону, обязании Территориальной избирательной комиссии города Балашиха зарегистрировать инициативную группу по проведению голосования в мкр. Никольско-Архангельский городского округа Балашиха,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
заключение прокурора Ковалева Е.А.,
установила:
Торохов А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными решение Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 № 63/542 «О проверке на соответствие действующему законодательству вопроса, выносимого на местный референдум в городском округе Балашиха» и решение Территориальной избирательной комиссии города Балашиха от 23.04.2014 № 76/1 «Об отказе в регистрации инициативной группы жителей микрорайона Никольско-Архангельский городского округа Балашиха»; признать вопрос, выносимый на голосование, соответствующим ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и обязать Территориальную избирательную комиссию города Балашиха зарегистрировать инициативную группу по проведению голосования в мкр. Никольско-Архангельский городского округа Балашиха.
В обоснование своих требований заявитель указал, что 25.04.2014 Территориальная избирательная комиссия города Балашиха направила ответ на ходатайство инициативной группы жителей мкр. Никольско-Архангельский об отказе в регистрации инициативной группы по проведению голосования по вопросу: «Согласны ли Вы с восстановлением местного самоуправления на территории дачного поселка Никольско-Архангельский, присоединенного к г. Балашиха в статусе микрорайона без учета мнения жителей, и создания муниципального образования «Сельское поселение Никольско-Архангельский?». 31.03.2014 своим решением № 63/542 Совет депутатов городского округа Балашиха признал вопрос, поставленный на голосование, противоречащим п. 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Заявитель считает, что данное решение является необоснованным и противозаконным, противоречит формальной логике, искажает очевидный смысл вопроса, предлагаемого на голосование, и намерение инициативной группы, содержит произвольные посылы и, следовательно, ложные выводы.
В судебном заседании представитель заявителя Клюшкин А.П. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Совета депутатов городского округа Балашиха Ежков С.Ф. против удовлетворения заявления возражал, полагая, что оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Балашиха является законным и обоснованным, принято в пределах полномочий и в установленный срок.
Территориальная избирательная комиссия города Балашиха своего представителя в суд не направила, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 12 сентября 2014 года в удовлетворении заявления Торохова А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Торохов А.Н. просит об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Ковалева Е.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (п. 1).
Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (п. 2).
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (п. 5).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (п. 6).
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона (п. 8).
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (п. 11).
В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа (п. 12).
Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона (п. 13).
Из материалов дела усматривается, что 20.02.2014 в Совет депутатов городского округа Балашиха обратился председатель Территориальной избирательной комиссии города Балашиха с просьбой проверить вопрос, выносимый членами инициативной группы микрорайона Никольско-Архангельский города Балашиха на местный референдум, требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вопрос звучит следующим образом: «Согласны ли Вы с восстановлением местного самоуправления на территории дачного поселка Никольско-Архангельский, присоединенного к г. Балашиха в статусе микрорайона без учета мнения жителей, и создания муниципального образования «Сельское поселение Никольско-Архангельский?».
Решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 № 63/542 указанный вопрос признан не отвечающим требованиям п. 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (л.д. 9).
23.04.2014 Территориальная избирательная комиссия города Балашиха приняла решение № 76/1, которым отказала в регистрации инициативной группе жителей в составе 12 человек (Артамонов Д.А., Королев В.В., Торохов А.Н. и другие) микрорайона Никольско-Архангельский городского округа Балашиха по проведению референдума (л.д. 8).
Отказывая в удовлетворении заявленных Тороховым А.Н. требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п. 3).
Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6).
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п. 7).
Согласно ч. 1 ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации посредством участия жителей в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Право жителей городского округа Балашиха на местное самоуправление закреплено в статьях 2-4, 11-20 Устава городского округа Балашиха.
Вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 21.12.2006 Закон Московской области от 07.07.2006 № 99/2006-ОЗ «О городском округе Балашиха и его границе» признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В названном Законе перечислены населенные пункты, входящие в городской округ Балашиха. Однако такой населенный пункт, как «дачный поселок Никольско-Архангельский», Законом не предусмотрен.
Таким образом, вопрос об объединении пос. Никольско-Архангельский с г. Балашиха решен в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» микрорайон может входить только в то муниципальное образование, в котором находится сам город.
Микрорайон Никольско-Архангельский г. Балашиха является частью города, то есть населенным пунктом не является и не может входить в другое муниципальное образование, в которое не входит г. Балашиха.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Балашихинского городского суда Московской области от 19.02.2013 установлено, что вопрос «Согласны ли Вы с созданием муниципального образования на территории дачного поселка Салтыковка и села Никольско-Архангельское?» не относится к вопросам местного значения, поскольку микрорайон Салтыковка - часть города Балашиха, то есть населенным пунктом не является; создание муниципального образования на территории дачного поселка Салтыковка и села Никольско-Архангельское по своей сути является образованием нового населенного пункта, что в соответствии с законом Московской области от 17.01.2001 № 12/2001-ОЗ отнесено к полномочиям Губернатора Московской области, так как затрагивает вопрос административно-территориального устройства.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопрос инициативной группы «Согласны ли Вы с восстановлением местного самоуправления на территории дачного поселка Никольско-Архангельский, присоединенного к г. Балашиха в статусе микрорайона без учета мнения жителей, и создания муниципального образования «Сельское поселение Никольско-Архангельский?» противоречит положениям п. 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не может быть вынесен на референдум. Оспариваемые решения Совета депутатов городского округа Балашиха и Территориальной избирательной комиссии города Балашиха приняты в пределах предоставленных полномочий, соответствуют требованиям действующего законодательства, права и свободы заявителя не нарушают.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Торохова А.Н. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом доказательств и выводов суда.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 12 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Торохова Александра Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи