Дело № 5-636/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
пос. Октябрьский 28 ноября 2019 года
Мировой судья Ручьев Н.М., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области, рассмотрев в помещении судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 14, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
администрации Муниципального образования «Березницкое» Устьянского района Архангельской области, юридический адрес: Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, пер. Спортивный, д. 1, ОГРН 1052907033838, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении №14 от 30 октября 2019 года, составленному должностным лицом Контрольно-ревизионной комиссии МО «Устьянский муниципальный район» <ОБЕЗЛИЧИНО>. в отношении администрации МО «Березницкое» Устьянского района Архангельской области - в ходе проведения контрольного мероприятия в части соблюдения норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при расходовании бюджетных средств, направленных на обеспечение деятельности администрации МО «Березницкое» за период 2017-2018 годы, было выявлено, что администрацией МО «Березницкое» 19 октября 2018 г. бюджетные средства в размере 12 599 руб. 00 коп., израсходованные на закупку системного блока, израсходованы на цели не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой на 2018 год, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным бюджетной сметой, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В судебном заседании глава администрации МО «Березницкое» <ОБЕЗЛИЧИНО> вину администрации в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что нецелевое расходование средств бюджета отсутствуют, так как 18 октября 2018 года решением совета депутатов МО «Березницкое» №118 бюджет на 2018 год был уточнен, в том числе в части КБК 804 0104 9020090010 244, где сумма расходов на закупку товаров для обеспечения муниципальных нужд была увеличена до 639 315,57 руб. На основании решения совета депутатов в бюджетную роспись и в бюджетную смету были внесены соответствующие изменения, в том числе по КОСГУ 310, куда была заложена сумма расходов в размере 12 599 руб. для целей закупки системного блока. 18 октября 2018 года выдано уведомление о бюджетных ассигнованиях. Соответственно на 19.10.2018 у администрации МО «Березницкое» были правовые основания для расходования бюджетных средств на закупку системного блока в размере 12 599 руб. 00 коп., так как именно для этих целей и вносились изменения в бюджет по КБК 804 0104 9020090010 244. Указал, что отсутствие расчетов к изменениям в смете на 18.10.2018, которые бы показывали цели закупки, согласно позиции Минфина России, изложенной в письме Минфина России от 09.07.2019 № 02-09-06/1/50753 не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств, так как расходование указанных средств было осуществлено согласно обоснованиям бюджетных ассигнований, на основании которых были сформированы лимиты бюджетных обязательств. Просил прекратить производство по делу в связи отсутствием состава правонарушения.
Заслушав <ОБЕЗЛИЧИНО>., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В статье 161 БК РФ установлены особенности правового положения казенных учреждений. Так, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).
Исходя из положений ст. 6 БК РФ под бюджетной сметой понимается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с п. 2 ст. 221 БКРФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Из обстоятельств дела следует, что в период с 12 августа по 07 сентября 2019 года должностными лицами КРК на основании плана работы на 2019 год и распоряжения председателя контрольно - ревизионной комиссии от 05.08.2019 №12 «О проведении контрольного мероприятия» проведено контрольное мероприятие в части соблюдения норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при расходовании бюджетных средств, направленных на обеспечение деятельности администрации МО «Березницкое» за период 2017-2018 годы, в ходе которой выявлено нецелевое использование администрацией МО «Березницкое» бюджетных средств муниципального образования на сумму 12 599 руб. 00 коп., израсходованные на приобретение в 2018 году системного блока. Результаты проверки отражены в Акте проверки от 09 сентября 2019 года.
Бюджет поселения МО «Березницкое» по расходам на 2018 год в соответствии с решением Совета депутатов МО «Березницкое» от 26.12.2017 №80 «О бюджете муниципального образования «Березницкое» на 2018 год» утвержден на 01.01.2018 в сумме 9 112 449,00 руб. Ведомственной структурой расходов бюджета (Приложение №4) на 2018 год предусмотрены расходы на функционирование местной администрации по подразделу 0104 целевой статье 9020090010 коду вида расходов 244 (далее КБК 804 0104 9020090010 244), предусматривающие закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в сумме 591 512 руб.
Показатели сводной бюджетной росписи на 01 января 2018 г. по КБК 804 0104 9020090010 244, утверждены в сумме 591 512 руб., при этом расходы по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» не предусмотрены.
Бюджетной сметой, утвержденной главой администрации МО «Березницкое» 29.12.2017 на 2018 год при распределении объемов финансового обеспечения на функционирование местной администрации по КБК 804 0104 9020090010 244 в сумме 591 512 руб., расходы по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» на 01 января 2018 г. также не предусмотрены.
Как следует из материалов дела Администрацией МО «Березницкое» 12 сентября 2018 г. был заключен договор №б/н с <ОБЕЗЛИЧИНО>. на поставку <ОБЕЗЛИЧИНО> стоимостью 21 000,00 руб.
В соответствии с договором №б/н от 12.09.2018, счетом №217 от 12.09.2018, товарной накладной №217 от 12.09.2018 и платежным поручением №514081 от 19.10.2018 произведена оплата указанного товара на сумму 21 000,00 руб. с лицевого счета №03243009850, открытого в УФК по Архангельской области и НАО. Согласно заявке на кассовый расход №714 от 19.10.2018 оплата системного блока частично проведена по коду бюджетной классификации 804 0104 9020090010 244 на сумму 12599,00 руб., оплата в сумме 8401,00 руб. отнесена на код 804 0502 9720083140 244. Оплата системного блока проведена по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», что подтверждается операцией за 19.10.2018 в журнале операций №2 с безналичными денежными средствами за октябрь.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 101.00 «Основные средства» за период 01.01.2018-31.12.2018 системный блок принят к учету на данный счет по балансовой стоимости 21000,00 руб. <ОБЕЗЛИЧИНО> является основным средством на основании п.38 Инструкции…, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н.
Оплата 19.10.2018 <ОБЕЗЛИЧИНО> в сумме 12 599,00 руб. из бюджетных средств по КБК 804 0104 9020090010 244 по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» расценено КРК как расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой МО «Березницкое».
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении администрации МО «Березницкое» протокола об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ.
Между тем мировой судья полагает, что указанные выводы о нецелевом характере расходования бюджетных средств должностными лицами КРК сделаны на неполном выяснении обстоятельств по делу, а именно.
В соответствии со ст. 9 Положения о бюджетном процессе в МО «Березницкое», утвержденного решением Совета депутатов МО «Березницкое» от 23.11.2015 №153 (далее - Положение о бюджетном процессе), бюджет МО Березницкое» на очередной финансовый год составляется непосредственно Администрацией МО «Березницкое», рассматривается и утверждается решением Совета депутатов МО «Березницкое».
Согласно ст. 15 Положения выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться в текущем финансовом году после внесения изменений в решение о бюджете МО «Березницкое». В соответствии со ст.25 Положения исполнение бюджета по расходам организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать решению о бюджете.
В соответствии со ст.25 Положения исполнение бюджета по расходам организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать решению о бюджете.
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н (далее - Общие требования).
Администрацией МО «Березницкое» Постановлением от 03.08.2016 №47 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципального казенного учреждения (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 3 Общих требований и п. 3 Порядка, составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета.
Таким образом, показатели бюджетной сметы должны основываются на доведенных лимитах бюджетных обязательств.
Как следует из представленных в судебное заседание документов, 18 октября 2018 года решением Совета депутатов МО «Березницкое» №118 бюджет МО «Березницкое» на 2018 год был уточнен, в том числе по расходам, общая сумма которых на 2018 год была увеличена и стала составлять 10 074 515,73 руб. Ведомственной структурой расходов бюджета (Приложение №4) на 2018 год предусмотрено увеличение расходов на функционирование местной администрации по КБК 804 0104 9020090010 244, предусматривающие закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в сумме 639 315,57 руб.
В сводной бюджетной росписи на 31 октября 2018 г. по КБК 804 0104 9020090010 244, лимиты бюджетных обязательств распределены следующим образом: на услуги связи 25 982,98 руб. (221 КОСГУ), коммунальные услуги 218 500,00 руб. (223 КОСГУ), работы услуги по содержанию имущества 45593,00 руб. (225 КОСГУ), прочие работы, услуги 219 708,59 руб. (226 КОСГУ), увеличение стоимости основных средств 12 599,00 руб. (310 КОСГУ) увеличение стоимости материальных запасов 116 932,00 руб. (340 КОСГУ).
По представленным изменениям в бюджетную смету МО «Березницкое» на 2018 год от 18.10.2018 следует, что на 18.10.2018 в бюджетной смете МО «Березницкое» предусмотрены расходы по КБК 804 0104 9020090010 244, в том числе на увеличение стоимости основных средств по КОСГУ 310 в сумме 12 599,00 руб.
Как пояснил в судебном заседании глава администрации МО «Березницкое» <ОБЕЗЛИЧИНО> внесенные 18.10.2018 изменения касались именно решения вопроса о расходовании бюджетных средств в сумме 12 599,00 руб. на покупку <ОБЕЗЛИЧИНО> для организации нового рабочего места в администрации, других целей по расходованию данной суммы не было.
В дополнительной информации к протоколу КРК указывает, что при предусмотренных администрацией МО «Березницкое» в бюджетной росписи на октябрь 2018 года по КБК 804 0104 9020090010 244 КОСГУ 310 бюджетных средств в сумме 12599,00 руб. администрацией в соответствующих расчетах к бюджетной смете не конкретизированы цели расходования указанных средств, что не позволяет определить на покупку какого основного средства предназначены данные средства, а соответственно расходование их на покупку <ОБЕЗЛИЧИНО> будет являться нецелевым.
Между тем, покупка <ОБЕЗЛИЧИНО> за счет бюджетных средств по КБК 804 0104 9020090010 244 КОСГУ 310 не противоречит ни решению о бюджете, ни бюджетной росписи, ни смете, при этом в материалах дела не содержится и мировому судье не представлено каких-либо доказательств иного назначения выделенных 18.10.2019 по КБК 804 0104 9020090010 244 КОСГУ 310 бюджетных ассигнований в сумме 12 599 руб.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 09.07.2019 № 02-09-06/1/50753, показатели бюджетной сметы, не соответствующие основаниям и целям формирования лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться при формировании выводов о нецелевом использовании бюджетных средств при условии, что расходование указанных средств было осуществлено согласно обоснованиям бюджетных ассигнований, на основании которых были сформированы лимиты бюджетных обязательств. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 05.06.2019 № 02-09-06/41155.
Таким образом, расходование 19.10.2019 администрацией МО «Березницкое» бюджетных средств в сумме 12 599 руб. в целях, не соответствующих целям, определенным бюджетной сметой не подтверждено соответствующими доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность и неустранимые сомнения в виновности этого лица должны толковаться в его пользу.
Отсутствие вины предполагает отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах мировой судья приходит к выводу о том, что в действиях администрации МО «Березницкое» отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 15.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░